18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вплетая историю в современность

Благоустроенный сад усадьбы Демидова.  Фото: MR Group
Благоустроенный сад усадьбы Демидова.
Фото: MR Group
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Проекты девелоперской компании MR Group, в которых исторические архитектурные шедевры обретают вторую жизнь

Реставрация и возрождение исторических объектов архитектуры — дело непростое, но благородное. Однако справиться с ним может не каждая девелоперская компания, поскольку строгий контроль со стороны различных государственных структур и организаций ограничивает серьезную трансформацию старинных зданий. Для MR Group работа с историческими постройками и объектами культурного наследия стала одним из важных направлений деятельности.

В портфолио компании есть множество самых разных примеров подобных интеракций с архитектурным наследием. Один из них — премиальный клубный дом FORUM на Садовой-Сухаревской улице в Москве. Само здание, похожее на колоссальных размеров пиксельную скульптуру, было придумано архитектурными визионерами из бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». А вот непосредственно перед новым клубным домом находится бывший электротеатр «Форум», давший имя и проекту MR Group.

«Форум», построенный архитектором Федором Кольбе в неоклассическом стиле и открытый в 1914 году, в течение 80 лет сохранял свой статус и функционал. Это был один из первых московских электротеатров, который стал центром культурной жизни Москвы. Зал «Форума» после нескольких перестроек вмещал до 800 зрителей, поэтому здесь нередко проходили премьеры мировых хитов. Например, в конце 1960-х тут состоялся первый в СССР публичный показ фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной». На втором этаже располагался популярный у богемы ресторан. В фойе кинотеатра висели уникальные хрустальные люстры, выбранные первым хозяином, а в интерьерах до последнего фрагментарно сохранялся авторский декор. Последний киносеанс в «Форуме» прошел 24 сентября 1994 года, после чего кинотеатр был закрыт на реконструкцию. Однако постсоветский период принес зданию с ионическими колоннами и барельефами с античными сюжетами на фасаде лишь забвение и запустение: в течение почти 30 лет оно ветшало и разрушалось. На помощь в восстановлении памятника культурного наследия пришла компания MR Group.

Вид на клубный дом FORUM и электротеатр «Форум» с Садового кольца.  Фото: MR Group
Вид на клубный дом FORUM и электротеатр «Форум» с Садового кольца.
Фото: MR Group

Работа по воссозданию старинного электротеатра идет полным ходом. Несмотря на изначально аварийное состояние «Форума», удалось сохранить исторический фасад с колоннадой. Его усовершенствовали с помощью крупноформатных оконных и кровельных витражей. Также были переработаны внутренние планировочные решения, местоположение и конструкции лестниц. На втором этаже, как и в прежние годы, расположится ресторан с просторным общественным пространством.

При этом возведение современного жилого объекта в непосредственной близости с историческим — настоящий вызов для любой девелоперской компании, но MR Group, как всегда, блестяще с ним справилась. Уже сейчас и клубный дом FORUM, и его старший тезка обрели финальный вид, украшая первую линию Садового кольца своим необычным тандемом.

Другой пример объемной работы MR Group с историческим наследием — делюкс-квартал Nicole в самом сердце столицы, в паре минут ходьбы от Кремля. Принимая в работу огромный участок на пересечении Никольской улицы и Богоявленского переулка с выходом на Старопанский и Большой Черкасский переулки, архитекторы проекта столкнулись с непростой задачей: сохранить исторические постройки и органично вплести их в современную канву нового квартала.

Историческая часть фасада дома LUCE.  Фото: MR Group
Историческая часть фасада дома LUCE.
Фото: MR Group

Часть комплекса со стороны Никольской и Богоявленского переулка некогда носила название «Чижовское подворье», поскольку была во владении братьев Гавриила и Алексея Чижовых, крупных банкиров, и значилась самым большим подворьем Китай-города. До них эта местность у Кремля принадлежала разным знатным семействам: Долгоруковым, Потемкиным, Салтыковым. Старое по­дворье обретет новую жизнь в составе квартала Nicole и станет его главной частью, получив название Club; за ее проектирование отвечало британское архитектурное бюро Heatherwick studio. В центре пониженного двора сохранится храм Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в XVII веке боярами Салтыковыми.

Другой объект культурного наследия внутри Nicole — усадьба Хаджи-Консты, которая была построена в 1737 году и изначально принадлежала князьям Одоевским. Это единственная сохранившаяся в Китай-городе городская боярская усадьба с огромной дворовой территорией, где некогда был роскошный сад. Теперь в результате трансформаций старинный особняк окажется во дворе комплекса зданий Nicole Residence.

Фасад комплекса Nicole Residence.  Фото: MR Group
Фасад комплекса Nicole Residence.
Фото: MR Group

Чтобы сохранить исторический облик, но в то же время придать постройкам со стороны Большого Черкасского переулка современный вид, архитекторы Heatherwick studio придумали оригинальный прием: здания XVIII века с историческими фасадами обретут эффектную современную надстройку, а во внутреннем дворе снова будет разбит камерный сад.

В еще одном проекте — клубном доме LUCE — архитекторам тоже пришлось думать над тем, как включить старое здание в состав нового комплекса. Дело в том, что одна из частей нового клубного дома в Крестовоздвиженском переулке была построена в 1927 году в стиле конструктивизм по проекту архитектора Владимира Глазова. Прославленный архитектор Марко Казамонти, выступивший автором концепции LUCE, с уважением отнесся к историческому наследию места и сохранил эстетику, геометричность и чистые линии старой постройки, чтобы она обрела новую жизнь в составе элитного проекта MR Group.

Фасад комплекса Nicole Collection.  Фото: MR Group
Фасад комплекса Nicole Collection.
Фото: MR Group

И поистине уникальным опытом работы с культурным наследием стал проект возрождения усадьбы Демидова на Новой Басманной улице. В конце XVII века в Басманной слободе появилась еще одна — Капитанская, основанная иноземными полками, поэтому военные проложили Новую Басманную улицу, связывавшую центр с загородной резиденцией царя Алексея Михайловича. Чиновники и аристократы начали скупать землю вдоль дороги, благодаря чему здесь возводились не просто дома, а настоящие дворцы. Граф Николай Головин, тайный советник, действительный камергер при дворе императрицы Елизаветы Петровны, тоже приобрел участки на Новой Басманной.

Фасад главного дома усадьбы Демидова.  Фото: MR Group
Фасад главного дома усадьбы Демидова.
Фото: MR Group

Эти владения и перешли затем к Никите Демидову, представителю легендарного рода богатых уральских промышленников, о которых Маршак бы точно сказал: владельцы заводов, газет, пароходов. Демидов сломал все деревянные постройки Головиных и в конце XVIII века затеял возведение грандиозного усадебного ансамбля в духе раннего классицизма с каменным трехэтажным дворцом, двумя симметричными двухэтажными флигелями и хозяйственным корпусом. В 1805 году усадьбу Демидова купил князь Михаил Голицын. Он разместил в ней обширную библиотеку и коллекцию искусства, которую многие сравнивали с Эрмитажем. Однако в конце 1820-х годов князь разорился, и коллекция была распродана. Сегодня усадьба, известная под именем своего первого владельца, Никиты Демидова, остается одним из прекрасно сохранившихся примеров старомосковской усадебной архитектуры. Но долгое время весь комплекс зданий не находил должного внимания и потому потерял былой лоск и величие.

Пониженный двор Nicole Club.  Фото: MR Group
Пониженный двор Nicole Club.
Фото: MR Group

Переосмыслить наследие Демидова решили в MR Group, превратив старую усадьбу в частные владения. Главный усадебный дом станет основным общественным пространством нового комплекса. Внутренним помещениям вернут первоначальный вид, сохранив оригинальную анфиладную организацию. Как во времена Демидова и Голицына, вход сначала приведет вас в парадный колонный зал с дорическими колоннами. Из него, следуя из комнаты в комнату, резиденты попадут в гостиную-библиотеку, приемный зал, столовую, бар и спа-центр. Внутреннее убранство общих пространств и частных владений — это размышление на тему того, как интерьеры русской усадьбы могли бы выглядеть в наше время. Отсюда богатство материальной палитры: мрамор, дерево, бронза, бархат, разнообразие цветов и фактур, сложные световые решения, роспись гризайлью и декоративные элементы, отсылающие к классицизму. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+