18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона

Кухня миссис Вернон Тейт 1930-х годов на Принсес-Гейт, 7, Найтсбридж.  Фото: Historic England
Кухня миссис Вернон Тейт 1930-х годов на Принсес-Гейт, 7, Найтсбридж.
Фото: Historic England
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет

Совсем недурно провести вечер у камина, рассматривая помещенные в альбом снимки интерьеров в домах аристократов, общественных деятелей, эксцентричных личностей и просто некоторых миллионеров. Такого рода фотографии собраны в книге историка архитектуры Стивена Бриндла «Лондонские утраченные интерьеры». В большинстве своем эти снимки свидетельствуют не столько о хорошем вкусе владельцев, сколько об имевшейся у них возможности нанимать самых дорогих и модных дизайнеров. В квартале роскошных особняков, построенном на Парк-лейн для Эдвины Маунтбеттен, квартиру Ребекки Сифф, чей супруг превратил доставшуюся ему в наследство скромную торговую фирму в знаменитую компанию Marks & Spencer, отделывали архитектор Эдвин Льютенс и дизайнер Сири Моэм — тандем, прославившийся своими белоснежными интерьерами. А вот квартира Маунтбеттенов этажом выше была украшена многоцветными мозаиками Рекса Уистлера.

Steven Brindle. London Lost Interiors. Historic England; Atlantic Publishing. 416 с.: 650 ил. £50. На английском языке
Steven Brindle. London Lost Interiors. Historic England; Atlantic Publishing. 416 с.: 650 ил. £50. На английском языке

Эти два абсолютно разных пространства объединяет только то, что их больше нет. Из всех сохранившихся зданий лишь одно принадлежит семье, поселившейся там с самого начала: это Эпсли-Хаус, «Лондон, дом 1», где когда-то жил герцог Веллингтон, прославившийся победой при Ватерлоо. Особняк, часть которого стала музеем, все еще служит домом нынешнему герцогу, согласившемуся написать вступление для книги Бриндла. Что до других особняков и квартир, то их больше не существует. Многие были разрушены при бомбардировках Лондона, но и те, что пережили войну, как грустно замечает Бриндл, «были похожи на динозавров» — слишком большие для того, чтобы их отапливать и обслуживать. Часть зданий снесли строительные компании, а в остальных интерьеры полностью поменялись под влиянием новой моды.

Многие детали декора пропали вместе с самими помещениями. Серж Чермаев, архитектор российского происхождения, создал в 1937 году элегантный в своей простоте модернистский интерьер в доме на Коннот-плейс, 5 в Бейсуотере, образце георгианского стиля. В гостиной высота потолка была увеличена вдвое в результате сноса перекрытий, а главным акцентом стало большое полотно Пабло Пикассо. Бриндл пишет, что дом «серьезно пострадал от бомбардировок, был заброшен и снесен». Полотно Пикассо исчезло вместе с ним.

Однако были и удивительные примеры спасения произведений искусства. Считалось, что самый необыкновенный предмет интерьера в Малбери-Хаусе, доме в Вестминстере, построенном в 1911 году, также погиб под бомбами. Речь о вмонтированном в стену барельефе «Скандал» скульптора Чарльза Сарджента Джагера, который изображал обнаженных любовников в окружении злобных лиц недоброжелателей. Барельеф был выполнен по заказу Генри Монда, унаследовавшего компанию Imperial Chemical Industries, и его жены Гвен и иллюстрировал реакцию общества на их прежние любовные отношения «на троих» с писателем Гилбертом Каннаном. Эта работа считалась утерянной, но в 2008 году появилась на нью-йоркском аукционе и теперь выставлена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Многие интерьеры грешат излишествами: слишком много денег, мебели, декора. Редкие фотографии ванных комнат и кухонь воспринимаются как передышка в головокружительной череде изображений гостиных, режущих глаз своей роскошью.

Ванная комната майора Джорджа Уоллеса Карпентера на Эшли-плейс, 28, Вестминстер, в 1893 году.  Фото: Historic England
Ванная комната майора Джорджа Уоллеса Карпентера на Эшли-плейс, 28, Вестминстер, в 1893 году.
Фото: Historic England

Две необычно простые комнаты из 1930-х годов, интерьер которых смягчают только обтянутые шелком кресла и плюшевый мишка, — это детская комната и спальня годовалой девочки, будущей королевы Елизаветы II. Ее родители — тогда еще герцог и герцогиня Йоркские — поселились в великолепном особняке XVIII века на Пикадилли, 145. Он пережил их последующий переезд в Букингемский дворец совсем ненадолго. Юная Елизавета писала, что лучше бы та бомба упала на германское посольство («Я уверена, что этот ужасный Риббентроп устроил там абсолютно вульгарный интерьер, и это не было бы большой потерей»).

Естественно, хочется увидеть упомянутый «вульгарный интерьер», и книга этому способствует. Декорированием здания по Карлтон-Хаус-террас, 7 занимался Альберт Шпеер, любимый архитектор Гитлера. Это была его единственная работа за пределами Германии, проделанная по просьбе посла Третьего рейха в Великобритании Иоахима фон Риббентропа. Завершение переделки здания, обошедшейся в 5 млн рейхс­марок, было отпраздновано в 1937 году приемом на 1,4 тыс. гостей. Бриндл считает, что фотографии были сделаны в 1939 году, когда британская корона спешно вернула себе здание, но в нем еще оставались лестничный ковер, обрамленный свастиками, немецкая мебель — совсем как та, что Гитлер подобрал для своей баварской резиденции Берх­тесгаден, — и камин с фризом со свастикой, который, как ни удивительно, сохранялся до 1964 года. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+