18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Персонажи Гарифа Басырова летают не так, как птицы

Гариф Басыров. «Полдень I». Из серии «Обитаемые пейзажи». 1987–1988. Фото: Мультимедиа Арт Музей
Гариф Басыров. «Полдень I». Из серии «Обитаемые пейзажи». 1987–1988.
Фото: Мультимедиа Арт Музей
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Мультимедиа Арт Музей демонстрирует графику Гарифа Басырова, сумевшего с филигранной точностью визуализировать абсурд, который пронизывал 1970–1980-е годы — время, когда творческий подъем художника совпал со всеобщей стагнацией окружающего мира

В наши дни, говоря о советском периоде 1970-х — начала 1980-х годов, все реже используют выражение «эпоха застоя»: оно считается неудачным перестроечным штампом. Но, как тот отрезок истории ни назови, была ему присуща своя специфика. Часы тикали, календари перелистывались, а время будто стояло на месте. Этот феномен явственно выражен в рисунках и офортах московского художника Гарифа Басырова (1944–2004), представленных на выставке «Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее, Москва.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Упомянутое свойство эпохи Басыров не просто визуализировал, а, можно сказать, увековечил. На листах из серий «Обитаемые пейзажи», «Горожане за городом», «Диалоги», «Спорт», «Космос» почти всегда происходит что-нибудь якобы сюжетное (и даже в серии «Спящие» герои нередко бодрствуют), однако действия персонажей не предполагают ни цели, ни результата. Просто им чего-то в жизни недостает, но они не знают, чего именно, и потому пытаются будировать экзистенцию, оставаясь при этом людьми неотменимо социальными. По виду — типично советскими, хотя Басыров не зря произнес когда-то в беседе-интервью с искусствоведом Галиной Ельшевской фразу: «Что про нас — то и про всех людей».

Гротеск, парадокс и сюр были его инструментами (отнюдь не единственными, уточним). Базовый этот набор происходил во многом из стилистики журнальной и книжной иллюстрации, претерпевшей в 1970-е годы серьезную эволюцию, правда, в отличие от 1960-х, почти подспудную. Вроде бы изменения мог заметить каждый, но на самом деле адресовались они «своей» аудитории. Гариф Басыров много рисовал для журнала «Химия и жизнь», который в брежневские и послебрежневские времена чрезвычайно ценился среди интеллигенции, включая тех, кто химию не смог постичь даже в рамках школьной программы. Ценился, конечно, за качественный научпоп, но прежде всего — за картинки. Некоторые их оригиналы помещены сейчас в витрины наряду с экземплярами «Химии и жизни». Тут можно обнаружить, например, остроумную иллюстрацию Басырова к статье «Вычислительные системы имитируют разум» и подивиться тому, как же давно муссируется означенная тема.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Однако листы, представленные на стенах, вовсе не иллюстрации, и это важно понимать. Они, во-первых, самодостаточны, не связаны ни с какими текстами, а во-вторых, с трудом поддаются полиграфии. По виртуозности исполнения — штриховке, градуировке цвета, соотнесению форм — эта графика близка к профессиональному совершенству. С этими бы умениями созидать возвышенный, идеализированный мир, а не тот абсурдный, которому Басыров посвятил годы. И все же он долго настаивал на своем: да, неуклюжие фигуры в обволакивающем их пейзаже должны то и дело совершать нечто нелепое, зато страстное. Могут и полететь, пусть тоже нелепо. Речь не про высший пилотаж, а про тайны души.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Тем не менее в 1990-е художник отринул этот стиль и отказался от прежних героев: социум стал принципиально иным, а ностальгировать попусту Басыров не хотел. Он начал работать не сериями, а проектами, всякий раз меняясь весьма решительно. Последние полтора десятилетия его жизни проиллюстрированы в МАММ лишь одним проектом — «Инкубусы» (1995). Это псевдопортретные скульптурки-ассамбляжи, собранные из дерева, металла и пластика. Похоже, автор задумал построить в итоге другую свою мета­вселенную взамен прежней. Просто не успел.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Гариф Басыров. Другое измерение»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+