18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Герой не своего времени: выставка Михаила Соколова

Из цикла "Город". 1917.  Фото: Частное собрание
Из цикла "Город". 1917.
Фото: Частное собрание
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Несоветский художник в Стране Советов: на его портретах посетители выставки найдут святого Себастьяна, Анну Каренину, героев Фенимора Купера и даже страусов из зоопарка, но ни одного пролетария и ни одной передовой доярки

Когда в перестройку пробудился интерес к прежде запрещенному авангарду 1910–1920-х, публика стала обращать внимание — наряду с главными фигурами — и на художников калибром помельче, так или иначе отдававших дань «левому искусству». И нередко оказывалось, что увлечение молодости, порой очень краткое, спустя десятилетия выглядело чуть ли не единственным ярким эпизодом в их биографиях. Но в случае Михаила Соколова (1885–1947) вышло по-другому.

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Одно время он был рьяным авангардистом, причем с дореволюционным стажем, и в рисунках раннего периода ощутимы чуть ли не все экспериментальные веяния эпохи. Вот только сохранилась лишь малая часть тех рисунков: сам же автор в середине 1920-х многие из них уничтожил. Решил, что перерос коллективные тренды. Созданное им вне авангардного контекста Соколов считал гораздо более зрелым и важным. Это был его индивидуальный путь, и спустя много лет потомки (не все, не миллионы, но не столь уж малочисленные ценители) признали его вклад в искусство оригинальным и значительным. Если отталкиваться от словосочетания «художники авангарда», то Михаил Ксенофонтович Соколов — «художник арьергарда». Тут, пожалуй, уместно процитировать статью из Большой советской энциклопедии: «Арьергард решает свои задачи, как правило, самостоятельно, не рассчитывая на поддержку основных сил».

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Выставка к 140-летию художника, устроенная Гослитмузеем, носит название «Потерянный временем». Михаил Соколов при жизни действительно чем дальше, тем бесповоротнее вплывал в категорию «лишних людей», в конце концов став натуральным лишенцем и лагерником. Отказ не только от установок соцреализма, но и вообще от всякой актуальности и социальной повестки был его осознанным выбором. Он ощущал себя поистине романтическим художником и стремился быть таковым. Мысленные диалоги с Шекспиром, Гофманом, Диккенсом или перекличка с Рембрандтом и Гойей волновали его куда сильнее, чем новости из советского репродуктора. Среди изображенных им персонажей посетитель выставки обнаружит святого Себастьяна, Анну Каренину, блоковскую Прекрасную Даму, героев Фенимора Купера и даже страусов из зоопарка, но ни одного пролетария и ни одной передовой доярки. Здесь пролегал рубеж, тихо им оберегаемый.

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Экспозиция делится на две части: в одном зале представлены произведения из фондов Гослитмузея, в другом — из московских частных собраний, а также из фондов Ярославского художественного музея. В обоих случаях фигурирует только графика — рисунки, выполненные тушью или в смешанной технике. Именно экспрессивными работами на бумаге Соколов известен больше всего. Живопись он любил, но заниматься ею мог нечасто, поскольку полтора десятилетия до ареста обитал вместе с женой в крохотной общежитской комнатке (обустроить полученную в 1938 году мастерскую он так и не успел: вскоре за ним пришли).

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Графические его циклы обычно состояли из множества листов; далеко не все из тех работ сохранились, но даже и дошедшие до нас не поместились бы в отведенном пространстве — здесь показаны небольшие выборки. В музейной части почти все они имеют отношение к литературе, которая была подлинной страстью Соколова. Правда, книгоиздатели этой страсти оценить не сумели — или не захотели. «Он единственный раз участвовал в издании книги, — рассказывает сокуратор выставки, сотрудница музея Наталья Реброва. — В 1933 году издательство Academia предложило ему оформить „Орлеанскую девственницу“ Вольтера. Художник увлеченно взялся за заказ, но в итоге ему сократили количество листов и урезали формат. Он был крайне недоволен, этот опыт стал для него первым и последним, хотя книжными иллюстрациями он занимался на протяжении всей жизни — исключительно для себя». Раритетное издание Вольтера помещено в выставочную витрину.

Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.  Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Выставка «Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова». ГМИРЛИ им. В.И.Даля.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Еще один сокуратор, коллекционер и издатель Юрий Петухов, отвечал на выставке за экспонаты из частных собраний. В этом разделе преобладают работы как раз авангардного периода, самим автором позднее отринутого. Но и здесь уже различимы интенции, которые целиком захватили его во второй половине жизни. Особый подраздел, удивительный и уникальный, — миниатюрные лагерные рисунки 1940-х годов, выполненные на папиросной бумаге подручными материалами. Эти листочки — невероятно красивые, почти идиллические пейзажи — Соколов вкладывал в письма, отправляемые на волю. Они дошли.

ГМИРЛИ им. В.И.Даля (Дом Остроухова в Трубниках)
«Потерянный временем. К 140-летию со дня рождения художника Михаила Соколова»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+