18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Список «новых классиков» понемногу пополняется

Гриша Брускин. «Памятники». 1983.  Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Гриша Брускин. «Памятники». 1983.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В многолетней серии «Новые классики» издательства Breus прибавилось две книги и, соответственно, два новых имени. Авторы монографий о Грише Брускине и Тимуре Новикове исследуют природу успеха, который выпал на долю этих художников в 1980-е и 1990-е

Пока самый «юный» из «новых классиков» (так называется серия книг издательства Breus) — Тимур Новиков (1958–2002). До этого выходили книги об Эрике Булатове, Илье и Эмилии Кабаковых, Виталии Комаре и Александре Меламиде, Борисе Орлове, Викторе Пивоварове, Михаиле Рогинском. Тем не менее первый в серии автор нового поколения, гений другого места (не Москвы, а Ленинграда-Петербурга), живший коротко, неполные 44 года — подлинный классик. Став образцом для подражания в юные годы, позже он только расширял — частью меняя — круг почитателей и подражателей. Его жизнеописание, не в первый уже раз, составила очевидец и соучастница многих описанных событий Екатерина Андреева, включив неизвестные ранее материалы из архива художника, опубликовав множество произведений, ссылаясь на свои разговоры и интервью, другие документы, издания, воспоминания.

Андреева Е. «Тимур Новиков». М.: Breus, 2024. 176 с., ил.
Андреева Е. «Тимур Новиков». М.: Breus, 2024. 176 с., ил.

Создатель «Новой академии», признанный гением в совсем юном возрасте, Новиков был великим автором: он создавал не только произведения, но и художников, менял направление, течение мыслей, форм, идей. Загадочную магию его трансформаций Екатерина Андреева описывает точно, вескими формулировками утверждая значимость, важность и неизбежность каждой из них — особенно тех, что при жизни казались сомнительными. Множество иллюстраций говорят сами за себя, автор комментирует лишь самые важные, знаковые, поворотные — шедевры. Повествование мчится вслед за героем, превращавшим всякую помеху — будь то нежданный визит милиции, закрытие выставки, дырявые стенды или тяжкая болезнь, приведшая к слепоте, — в выставки, в искусство, новые работы, концерты, издания и академии. Препятствия не останавливали, новые повороты затягивали в круг Тимура Новикова художников и музыкантов, людей театра и балета, заграничных знаменитостей и московских сторонников.

Тимур Новиков. «Оскар Уайльд». 1992.  Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Тимур Новиков. «Оскар Уайльд». 1992.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

История его свершений, описание невероятной энергии и еще более невероятной способности к изменениям, готовности изобретать, превращать, узнавать, тонкости замыслов и совершенства воплощений, удивительных теорий и неутоленной жажды действия скользят по грани, не превращаясь окончательно в приключенческий роман только силой воли автора — кандидата искусствоведения и доктора философских наук, научного сотрудника Русского музея. Этому способствует и дополнение к тексту — глоссарий, содержащий основные термины и понятия, которые были изобретены и применены Тимуром Новиковым; они подтверждают глубину его знаний, интерес к истории искусств.

Тимур Новиков. «Пирамиды». 1987. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Тимур Новиков. «Пирамиды». 1987.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Гриша Брускин (р. 1945), ставший знаменитым после легендарного московского аукциона Sotheby’s 1988 года, жил в том же времени и сообщающихся пространствах, но на этом сходство заканчивается. Брускин — последовательный, настойчивый исследователь советской археологии. Ирина Карасик — академический ученый, известный исследователь авангарда — рассматривает его творчество под тем же микроскопом, что и постоянных героев своих сочинений — авангардистов, сопровождая текст множеством примечаний. Прочитывает глобальный, очень целостный проект Гриши Брускина, обращая внимание читателя на все подробности, фрагменты, составные части — визуальные и литературные. Вместе с художником воздвигает монумент — основательный, немного тяжеловесный; он растет в гармоничном сочетании текста и иллюстраций из ранней «внутренней потребности в самоидентификации» к реконструкции образа исчезнувшей цивилизации.

Карасик И. «Гриша Брускин». М.: Breus, 2023. 176 с., ил.
Карасик И. «Гриша Брускин». М.: Breus, 2023. 176 с., ил.

Ирина Карасик пишет комментарии к комментариям, анализируя, как развивается творчество Гриши Брускина — от первых советских выставок к громкой покупке «Фундаментального лексикона» Милошем Форманом и триумфу на перестроечном Sotheby’s. Следит за тем, как «происходит обретение героя, мотива, образа, которые, претерпевая различные модификации и трансформации, будут неизменно присутствовать в… творчестве мастера». Пишет о влиянии концептуализма, экзистенциализма, советской парковой скульп­туры, еврейского мистицизма на художника — отдельного, «вне групп и течений»; повествует о том, как «Фундаментальный лексикон» стал подлинной базой его мифологии, классикой, опытом, к которому Брускин постоянно обращается в следующих своих проектах.

Гриша Брускин. «Маршал». Из серии «Рождение героя». 1988. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Гриша Брускин. «Маршал». Из серии «Рождение героя». 1988.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Меняя темы и технику, этот художник каждый раз систематизирует множества, преобразуя свои перечни персонажей в единый организм, своеобразный миф о мифе, используя «словарную» структуру изображения, одни и те же способы создания образа. Гриша Брускин — классик живой, поэтому, подведя итоги выставкой «Смена декораций» в Третьяковской галерее, где в огромной инсталляции были выявлены связи и общность отдельных проектов, автор обещает новые работы, уже появившиеся в его мастерской. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+