18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Мечты о «Великом Лувре» наткнулись на дефицит бюджета

Отстаивая необходимость реконструкции Лувра, его директор Лоранс де Кар характеризует нынешнее состояние институции словами «ветшающий музей». Фото: Mika Baumeister / Unsplash.com
Отстаивая необходимость реконструкции Лувра, его директор Лоранс де Кар характеризует нынешнее состояние институции словами «ветшающий музей».
Фото: Mika Baumeister / Unsplash.com
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Президент Макрон пообещал спасти национальное достояние, но денег на это у него нет, да и сами планы реконструкции музейной инфраструктуры вызывают у многих скептицизм. Звучат мнения, что улучшить ситуацию в Лувре можно гораздо дешевле и эффективнее

В 2021 году Лоранс де Кар сразу после назначения на пост директора Лувра объявила о своей мечте создать «Великий Лувр», в который должен эволюционировать «Большой Лувр», появившийся 36 лет назад при президенте Франсуа Миттеране.

Концепция, которую представила де Кар, предполагала, в частности, сооружение новой входной группы в восточном крыле, ведущей в подземный комплекс, где будет отдельный зал для «Моны Лизы». Общую стоимость проекта директор оценила в €1 млрд, из которых половина должна пойти на новый комплекс, а оставшиеся средства — на обновление инфраструктуры существующих зданий. Уже тогда, по словам одного из участников той встречи, никто не верил, что столь грандиозный план осуществим на фоне рекордного дефицита госбюджета, с которым столкнулась Франция.

В 2023 году, когда де Кар представляла свой проект в президентском дворце, в зале царило глухое молчание. В апреле следующего года, выступая перед комиссией по культуре парламента Франции, директор Лувра решила взывать о помощи громче. И призвала разработать чрезвычайный план реконструкции «ветшающего музея, необходимость в реставрации которого игнорировалась до такой степени, что это стало угрожать коллекциям». Де Кар говорила без обиняков: посещение Лувра — это «физическое испытание». «У нас нет мест, где можно передохнуть. Кафе и туалетов недостаточно, а существующие не соответствуют международным стандартам». Правда, ее жалобы, выложенные на YouTube, СМИ тогда проигнорировали.

В январе 2025 года Лоранс де Кар вернулась к прежней риторике в письме, адресованном министру культуры Рашиде Дати. Документ, предназначенный для служебного пользования, моментально попал в ежедневную газету Le Parisien, и на этот раз в прессе разразился настоящий скандал. «Лувр в опасности: для его спасения необходимы сотни миллионов евро», — писала газета. Четыре дня спустя президент Эмманюэль Макрон пообещал прийти на помощь «достоянию нации». Выступая на фоне «Моны Лизы», политик предпочел умолчать о структурных проблемах музея. Зато в деталях представил проект новой входной группы и огромного зала под Галереей Ренессанса в королевском дворце.

Что касается «Джоконды», то она переедет в специально созданный для нее зал. По словам де Кар, его площадь составит 2 тыс. кв. м. Пускать к шедевру Леонардо будут по отдельному билету, входящему в стоимость общего. Также в Лувре должны появиться большой выставочный зал, ресторан и различные инфраструктурные удобства, что позволит принимать до 70 тыс. посетителей в день.

Макрон заявил, что грандиозный проект, который он сравнил с реконструкцией Нотр-Дама, планируется реализовать к 2031 году. По его словам, это позволит Лувру принимать до 12 млн посетителей в год — на 30% больше, чем сегодня.

Часть средств на реализацию проекта планируют выручить за счет повышения стоимости входного билета, которая составит €22 для неевропейских туристов, заявил французский президент. По его словам, деньги также можно брать из доходов филиала Лувра в Абу-Даби и спонсорства (хотя две трети таких сделок покрываются за счет государства как налоговые льготы). При этом он ни словом не обмолвился о структуре проекта или хотя бы предполагаемом бюджете. По оценкам советников президента, реновация будет стоить около €400 млн и столько же государство добавит на обновление инфраструктуры музея.

Однако Макрон потерял контроль над парламентом и не имеет доступа к казне. Софи Прима, пресс-секретарь правительства, сразу же заявила, что эти обещания «обязывают только президента, который говорит от своего имени». «Правительство пытается сократить расходы, и мы никак не можем добавить в бюджет еще одну строку в €500 млн для Лувра», — отрезала она. Пока что Министерство культуры Франции согласилось выделить только €10 млн на подготовительные исследования.

А общественное внимание тем временем переключилось на Бернара Арно. Миллиардер-филантроп, основатель компании LVMH, крупнейшего производителя предметов роскоши, дружит с Макроном и его женой Брижит, к мнению которой в культурных кругах прислушиваются. Арно традиционно помогает Лувру, а де Кар давно обхаживает миллиардера. Так, для него в музее проводят выставку высокой моды (Louvre Couture, до 21 июля), устроили гала-ужин в атриуме Лувра во время Недели моды, открыли широкий променад, соединяющий новый вход в музей с Samaritaine — оте­лем и торговым центром LVMH. В холдинге заявили, что «изучают предложения мадам де Кар». В любом случае одной помощи даже такого гиганта, как LVMH, будет недостаточно. Кстати, другой крупнейший французский музей, Центр Помпиду, тоже отчаянно ищет средства на реновацию — речь о €170 млн.

Зато профсоюзы отреагировали незамедлительно. Всеобщая конфедерация труда Франции пожаловалась на «недемократическое» повышение цен на билеты на фоне того, что музей по-прежнему «недоукомплектован кадрами». «Фантазийный проект новой входной группы — бесполезная трата денег, которая не поможет исправить плачевное состояние музея», — заявила в беседе с The Art Newspaper Элизе Мюллер, национальный секретарь профсоюза Sud Culture. По словам представителей профсоюза, Лоранс де Кар отказалась от принятого в 2018 году плана по восстановлению и реставрации исторического дворца, рассчитанного на десять лет (в Лувре этот факт не отрицают).

Между тем журнал L’Express в статье, где Лувр при де Кар подается как «дворец излишеств и капризов», предлагает улучшить условия для посетителей с гораздо меньшими затратами. Например, увеличить число сотрудников, что позволит открыть уже существующие входы, которые не использовались многие годы, и продлить часы работы музея. Издание отмечает, что «ни в одном из ежегодных отчетов Лувра ни разу не упоминалось что-то близкое к чрезвычайной ситуации». Согласно этим документам, находящимся в открытом доступе, с 2018 по 2022 год в реконструкцию инфраструктуры музея было вложено €200 млн, из которых €50 млн пошли на восстановление вестибюля под знаменитой стеклянной пирамидой.

В настоящее время государственный аудитор готовит данные для отчета, который опубликуют к лету.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева
Неординарные, ни на кого не похожие, творчески плодовитые. Первая — Натта Конышева, мастер «репортажной живописи с элементами чудес», умерла три года назад. Вторая — Катя Медведева, легенда наивного искусства, ей 88 лет. Обе — особый случай для арт-рынка
20.05.2025
Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+