В 2021 году Лоранс де Кар сразу после назначения на пост директора Лувра объявила о своей мечте создать «Великий Лувр», в который должен эволюционировать «Большой Лувр», появившийся 36 лет назад при президенте Франсуа Миттеране.
Концепция, которую представила де Кар, предполагала, в частности, сооружение новой входной группы в восточном крыле, ведущей в подземный комплекс, где будет отдельный зал для «Моны Лизы». Общую стоимость проекта директор оценила в €1 млрд, из которых половина должна пойти на новый комплекс, а оставшиеся средства — на обновление инфраструктуры существующих зданий. Уже тогда, по словам одного из участников той встречи, никто не верил, что столь грандиозный план осуществим на фоне рекордного дефицита госбюджета, с которым столкнулась Франция.
В 2023 году, когда де Кар представляла свой проект в президентском дворце, в зале царило глухое молчание. В апреле следующего года, выступая перед комиссией по культуре парламента Франции, директор Лувра решила взывать о помощи громче. И призвала разработать чрезвычайный план реконструкции «ветшающего музея, необходимость в реставрации которого игнорировалась до такой степени, что это стало угрожать коллекциям». Де Кар говорила без обиняков: посещение Лувра — это «физическое испытание». «У нас нет мест, где можно передохнуть. Кафе и туалетов недостаточно, а существующие не соответствуют международным стандартам». Правда, ее жалобы, выложенные на YouTube, СМИ тогда проигнорировали.
В январе 2025 года Лоранс де Кар вернулась к прежней риторике в письме, адресованном министру культуры Рашиде Дати. Документ, предназначенный для служебного пользования, моментально попал в ежедневную газету Le Parisien, и на этот раз в прессе разразился настоящий скандал. «Лувр в опасности: для его спасения необходимы сотни миллионов евро», — писала газета. Четыре дня спустя президент Эмманюэль Макрон пообещал прийти на помощь «достоянию нации». Выступая на фоне «Моны Лизы», политик предпочел умолчать о структурных проблемах музея. Зато в деталях представил проект новой входной группы и огромного зала под Галереей Ренессанса в королевском дворце.
Что касается «Джоконды», то она переедет в специально созданный для нее зал. По словам де Кар, его площадь составит 2 тыс. кв. м. Пускать к шедевру Леонардо будут по отдельному билету, входящему в стоимость общего. Также в Лувре должны появиться большой выставочный зал, ресторан и различные инфраструктурные удобства, что позволит принимать до 70 тыс. посетителей в день.
Макрон заявил, что грандиозный проект, который он сравнил с реконструкцией Нотр-Дама, планируется реализовать к 2031 году. По его словам, это позволит Лувру принимать до 12 млн посетителей в год — на 30% больше, чем сегодня.
Часть средств на реализацию проекта планируют выручить за счет повышения стоимости входного билета, которая составит €22 для неевропейских туристов, заявил французский президент. По его словам, деньги также можно брать из доходов филиала Лувра в Абу-Даби и спонсорства (хотя две трети таких сделок покрываются за счет государства как налоговые льготы). При этом он ни словом не обмолвился о структуре проекта или хотя бы предполагаемом бюджете. По оценкам советников президента, реновация будет стоить около €400 млн и столько же государство добавит на обновление инфраструктуры музея.
Однако Макрон потерял контроль над парламентом и не имеет доступа к казне. Софи Прима, пресс-секретарь правительства, сразу же заявила, что эти обещания «обязывают только президента, который говорит от своего имени». «Правительство пытается сократить расходы, и мы никак не можем добавить в бюджет еще одну строку в €500 млн для Лувра», — отрезала она. Пока что Министерство культуры Франции согласилось выделить только €10 млн на подготовительные исследования.
А общественное внимание тем временем переключилось на Бернара Арно. Миллиардер-филантроп, основатель компании LVMH, крупнейшего производителя предметов роскоши, дружит с Макроном и его женой Брижит, к мнению которой в культурных кругах прислушиваются. Арно традиционно помогает Лувру, а де Кар давно обхаживает миллиардера. Так, для него в музее проводят выставку высокой моды (Louvre Couture, до 21 июля), устроили гала-ужин в атриуме Лувра во время Недели моды, открыли широкий променад, соединяющий новый вход в музей с Samaritaine — отелем и торговым центром LVMH. В холдинге заявили, что «изучают предложения мадам де Кар». В любом случае одной помощи даже такого гиганта, как LVMH, будет недостаточно. Кстати, другой крупнейший французский музей, Центр Помпиду, тоже отчаянно ищет средства на реновацию — речь о €170 млн.
Зато профсоюзы отреагировали незамедлительно. Всеобщая конфедерация труда Франции пожаловалась на «недемократическое» повышение цен на билеты на фоне того, что музей по-прежнему «недоукомплектован кадрами». «Фантазийный проект новой входной группы — бесполезная трата денег, которая не поможет исправить плачевное состояние музея», — заявила в беседе с The Art Newspaper Элизе Мюллер, национальный секретарь профсоюза Sud Culture. По словам представителей профсоюза, Лоранс де Кар отказалась от принятого в 2018 году плана по восстановлению и реставрации исторического дворца, рассчитанного на десять лет (в Лувре этот факт не отрицают).
Между тем журнал L’Express в статье, где Лувр при де Кар подается как «дворец излишеств и капризов», предлагает улучшить условия для посетителей с гораздо меньшими затратами. Например, увеличить число сотрудников, что позволит открыть уже существующие входы, которые не использовались многие годы, и продлить часы работы музея. Издание отмечает, что «ни в одном из ежегодных отчетов Лувра ни разу не упоминалось что-то близкое к чрезвычайной ситуации». Согласно этим документам, находящимся в открытом доступе, с 2018 по 2022 год в реконструкцию инфраструктуры музея было вложено €200 млн, из которых €50 млн пошли на восстановление вестибюля под знаменитой стеклянной пирамидой.
В настоящее время государственный аудитор готовит данные для отчета, который опубликуют к лету.