18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Страна восходящего, но так и не взошедшего соцреализма

Картина Суямы Кэйити «За родину» (1932) много лет хранится в Москве, в Государственном музее Востока.  Фото: Государственный музей Востока
Картина Суямы Кэйити «За родину» (1932) много лет хранится в Москве, в Государственном музее Востока.
Фото: Государственный музей Востока
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В издательстве музея «Гараж» вышла книга «Японское. Модернистское. Пролетарское. Искусство Японии 1920–1930-х годов в СССР». Она рассказывает про исторические художественные события, которые забылись, несмотря на их яркость и радикальность

Монография Катарины Лопаткиной, историка искусства, бывшей сотрудницы Государственного Эрмитажа, посвящена экзотическим сюжетам. Речь на страницах книги идет о том, как ростки соцреализма пробивались на вулканической почве Японских островов. Проще говоря, о влиянии советского реалистического искусства на идейные и технические элементы искусства японского.

Эта культура открылась западным веяниям после революции Мэйдзи 1867–1868 годов. Несколько позже была основана Токийская техническая художественная школа, в которой обучали искусству «ёга» — живописи в западном стиле. Впрочем, прямолинейное заимствование и ученичество не вызывали энтузиазма у наблюдателей. Вот что писал Николай Пунин, ставший в 1927 году комиссаром советской выставки в Токио, Осаке и Нагое, о современном состоянии местного изобразительного искусства: «Кажется, что художественная жизнь Японии полна сил и движения. Между тем над всем этим стоит зловещая звезда падения и распада… европейские влияния… сбили древнюю живописную культуру».

Лопаткина К. Японское. Модернистское. Пролетарское: Искусство Японии 1920–1930-х годов в СССР. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 224 с., ил
Лопаткина К. Японское. Модернистское. Пролетарское: Искусство Японии 1920–1930-х годов в СССР. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 224 с., ил

Разумеется, не мертвый академизм мог напитать живительными соками японскую живописную культуру. Прежде всего, молодые японцы потянулись в Европу, в первую очередь в Париж. Примечательно, что на выставке «Современное французское искусство», проходившей в 1928 году в Москве, в Музее нового западного искусства, экспонировались и работы двух парижских японцев — Фудзиты Цугухару (Леонара Фужиты) и Коянаги Сэи. Рисунок последнего «Кошка» был куплен московским музеем и стал первым японским произведением в его собрании.

Другим источником энергии для молодых японских творцов стал соцреализм. Его воздействие происходило как в результате деятельности международных социалистических организаций (Международное бюро революционных художников, 1930–1936), так и напрямую из СССР. В этом случае первыми скрипками были Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС) и объединение «Всекохудожник». Именно по линии ВОКСа проводились выставки 1927 и 1932 годов в Японии, именно в издательстве «Всекохудожник» вышла первая монография о японской живописи (1934). Ее автором была Ольга Бубнова, муж которой возглавлял Наркомат просвещения РСФСР (оба погибли в годы Большого террора). Интересно, что Бубнова основное внимание уделила опять-таки модернистам: Коге Харуэ, Накагаве Кигэну и Сейдзи Того, работавшим с оглядкой на сюрреализм и экспрессионизм.

В то же время и советское реалистическое искусство находило отклик в японской культуре. В 1929 году был основан Союз пролетарских художников Японии, проводивший ежегодные выставки. В крупнейших городах страны открылись художественные школы союза, где преподавали в том числе марксистско-ленинскую философию и эстетику. Объединение участвовало в социально-политической борьбе в Японии тех лет — руководитель токийской школы Окамото Токи неоднократно подвергался арестам, тюремные сроки отбывали художники Оцука Гэндзи и Янэса Мацуяму.

Ёритомо Сирин. «Протест рабочих против надзора с пистолетом». 1930-е.  Фото: Государственный Музей Востока
Ёритомо Сирин. «Протест рабочих против надзора с пистолетом». 1930-е.
Фото: Государственный Музей Востока

Японские пролетарские живописцы сознательно уходили от следования традиции и даже от стилизации, их кумирами были Георг Гросс, Александр Дейнека и идеологи Ассоциации художников революции (АХР). Новые мастера предпочитали создавать большие тематические картины с заостренным политическим сюжетом: стачки, собрания, демонстрации, столкновения с полицией и штрейкбрехерами, аресты и обыски.

Просуществовал этот тренд недолго: в 1934 году правительство запретило деятельность всех социалистических организаций. Некоторые пролетарские картины были приобретены Музеем нового западного искусства, а после его расформирования попали в коллекцию Эрмитажа, где и привлекли интерес исследовательницы.

Книга Лопаткиной заслуживает всяческого внимания. Только читателю следует быть готовым к избыточному материалу на ее страницах. Например, целая глава посвящена деятельности ВОКСа, причем не только на Дальнем Востоке. Безусловно интересный сюжет о выставке российских художников в Японии, организованной в 1920 году неугомонным Давидом Бурлюком, несколько выпадает из общей канвы повествования: воздействие того показа на японских художников — как модернистов, так и «соцреалистов» — неочевидно. Также особняком стоит фрагмент четвертой главы, посвященный эсперантистам. Тем не менее и здесь вдумчивый читатель найдет ценный фактический материал. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Коллекционеры на первом плане
The Art Newspaper Russiа выпустила новую книгу — «25 интервью с коллекционерами. 2013–2025». Среди героев сборника — Андрей Малахов, Петр Авен, Вагит Алекперов, Шалва Бреус, Марианна Сардарова и Наталия Опалева
11.11.2025
Коллекционеры на первом плане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+