Каждый раз, когда крупная фирма достигает такой стадии развития, что ей хочется выпустить книгу о собственных успехах, она вступает в опасную зону. Нередко подобные тома, толстые альбомы с картинками, оказываются бесполезной сувенирной продукцией. Совершенно не такова книга, выпущенная архитектурным бюро Planet9, одной из ведущих в России компаний по выставочному дизайну.
Архитекторы Planet9 славятся тем, что делают выставки максимально интересными для зрителя, поэтому нет ничего удивительного в том, что и книгу свою они «построили» увлекательно. Ведь, как подтвердит каждый писатель, ставший куратором, и каждый куратор, ставший писателем, и хорошая книга, и хорошая выставка должны иметь сюжет, завязку и кульминацию. А также массу «крючков» и увлекательных деталей.
Бюро Planet9 было основано Агнией Стерлиговой в 2015 году (издание как раз подоспело к юбилею). За эти годы компания выбилась в лидеры архитектурно-выставочного бизнеса страны. Среди громких проектов, оформленных ею, — «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана (2018), «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Эрмитаже (2020), выставка Альбрехта Дюрера в ГИМе (2021), а также продюсерские проекты, посвященные Виктору Цою (2022), Алексею Балабанову (2023) и панк-культуре (2023).
Книга нацелена на максимально широкую аудиторию и представляет собой два тома, соединенных обложками в один. Первая часть, озаглавленная «Истории экспозиционного дизайна», рассказывает сюжеты, которые в России еще не начинали документировать историки искусства. Она посвящена развитию архитектуры отечественных выставок за последние 100 с лишним лет. Статьи в этом томе написали виднейшие искусствоведы. Зельфира Трегулова поделилась воспоминаниями о сотрудничестве с ведущими мастерами мира, например Захой Хадид и Даниелем Либескиндом. Николас Ильин рассказывает о работе над российским проектом Томаса Кренса. В числе других авторов статей — Анна Броновицкая, Василий Успенский, а также Людмила Лунина, один из редакторов издания, поведавшая нам об экспозиционном дизайне как тотальной инсталляции под карандашом Эль Лисицкого. Таким образом, перед нами первая попытка создать летопись российских выставок как явления, причем очень качественная летопись. И необходимая — учитывая, что сегодня многие из начинающих работать в отрасли не знают, какие шедевры дизайна создавались у нас даже десять лет назад, и собираются творить с чистого листа.
Вторая часть книги озаглавлена «Архитектура впечатлений». И она посвящена — да, достижениям бюро Planet9. Это большое цветное портфолио их лучших проектов с краткими справками. Однако место бюро в этом бизнесе столь важно, фирма отхватила такой большой сегмент частных и государственных заказов, украсив своими проектами все важнейшие музеи страны, что эта часть становится весьма логичным дополнением летописи выставок из предыдущего тома. Очевидно, что без описания проектов Planet9 такая хроника действительно была бы неполной — этот вклад уже не вычесть.