18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Замыкая летопись лучших выставок собственными проектами

Выставка «Первая позиция. Русский балет». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: Planet9
Выставка «Первая позиция. Русский балет». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Planet9
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Архитектурное бюро Planet9 рассказывает об истории отечественного экспозиционного дизайна, не забывая при этом и о собственных достижениях. К этим достижениям, к слову, можно причислить и саму концепцию нынешнего издания, выпущенного к десятилетию бюро

Каждый раз, когда крупная фирма достигает такой стадии развития, что ей хочется выпустить книгу о собственных успехах, она вступает в опасную зону. Нередко подобные тома, толстые альбомы с картинками, оказываются бесполезной сувенирной продукцией. Совершенно не такова книга, выпущенная архитектурным бюро Planet9, одной из ведущих в России компаний по выставочному дизайну.

Стерлигова А., Кармаев А., Лунина Л., Стратович Д. Архитектура впечатлений. Истории экспозиционного дизайна. Planet9: [в 2 ч.]. М., 2025. Ч. 1. 256 с., ил.; Ч. 2. 180 с., ил.
Стерлигова А., Кармаев А., Лунина Л., Стратович Д. Архитектура впечатлений. Истории экспозиционного дизайна. Planet9: [в 2 ч.]. М., 2025. Ч. 1. 256 с., ил.; Ч. 2. 180 с., ил.

Архитекторы Planet9 славятся тем, что делают выставки максимально интересными для зрителя, поэтому нет ничего удивительного в том, что и книгу свою они «построили» увлекательно. Ведь, как подтвердит каждый писатель, ставший куратором, и каждый куратор, ставший писателем, и хорошая книга, и хорошая выставка должны иметь сюжет, завязку и кульминацию. А также массу «крючков» и увлекательных деталей.

Бюро Planet9 было основано Агнией Стерлиговой в 2015 году (издание как раз подоспело к юбилею). За эти годы компания выбилась в лидеры архитектурно-выставочного бизнеса страны. Среди громких проектов, оформленных ею, — «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана (2018), «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Эрмитаже (2020), выставка Альбрехта Дюрера в ГИМе (2021), а также продюсерские проекты, посвященные Виктору Цою (2022), Алексею Балабанову (2023) и панк-культуре (2023).

Выставка «Балабанов» в Севкабель, Санкт-Петербург.  Фото: Planet9
Выставка «Балабанов» в Севкабель, Санкт-Петербург.
Фото: Planet9

Книга нацелена на максимально широкую аудиторию и представляет собой два тома, соединенных обложками в один. Первая часть, озаглавленная «Истории экспозиционного дизайна», рассказывает сюжеты, которые в России еще не начинали документировать историки искусства. Она посвящена развитию архитектуры отечественных выставок за последние 100 с лишним лет. Статьи в этом томе написали виднейшие искусствоведы. Зельфира Трегулова поделилась воспоминаниями о сотрудничестве с ведущими мастерами мира, например Захой Хадид и Даниелем Либескиндом. Николас Ильин рассказывает о работе над российским проектом Томаса Кренса. В числе других авторов статей — Анна Броновицкая, Василий Успенский, а также Людмила Лунина, один из редакторов издания, поведавшая нам об экспозиционном дизайне как тотальной инсталляции под карандашом Эль Лисицкого. Таким образом, перед нами первая попытка создать летопись российских выставок как явления, причем очень качественная летопись. И необходимая — учитывая, что сегодня многие из начинающих работать в отрасли не знают, какие шедевры дизайна создавались у нас даже десять лет назад, и собираются творить с чистого листа.

Один из недавних примеров деятельности бюро Planet9 — оформление выставки «Драгоценности! Блеск русского двора в Историческом музее».  Фото: Государственный исторический музей
Один из недавних примеров деятельности бюро Planet9 — оформление выставки «Драгоценности! Блеск русского двора в Историческом музее».
Фото: Государственный исторический музей

Вторая часть книги озаглавлена «Архитектура впечатлений». И она посвящена — да, достижениям бюро Planet9. Это большое цветное портфолио их лучших проектов с краткими справками. Однако место бюро в этом бизнесе столь важно, фирма отхватила такой большой сегмент частных и государственных заказов, украсив своими проектами все важнейшие музеи страны, что эта часть становится весьма логичным дополнением летописи выставок из предыдущего тома. Очевидно, что без описания проектов Planet9 такая хроника действительно была бы неполной — этот вклад уже не вычесть. 

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+