Архитектурная биеннале в Венеции, 19-я по счету, традиционно стартовала с раздачи призов. Главного «Золотого льва» получил национальный павильон Королевства Бахрейн, где предложили оригинальный способ борьбы с глобальным потеплением — устроив лаундж-зону с охлаждающим потолком. «Золотой лев» за «Тепловую волну» (Heatwave) говорит не только о художественных достоинствах проекта, архитектором которого выступил немец Андреа Фарагуна, инженером — итальянец Марио Монотти, а термомехаником — выходец из Советского Союза, ныне живущий в Швейцарии, Александр Пузрин. Понятно, какую мировую проблему считает ключевой куратор 19-й Архитектурной биеннале Карло Ратти, определивший тему венецианского смотра как «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный». Человек не царь природы, настало время считаться с материальным окружающим миром и миром виртуальным на равных. В помощь — коллективный разум. Все мы часть единой экосистемы и несем ответственность за нее. «Пришло время адаптировать архитектуру под меняющийся мир», — призвал Карло Ратти в своем манифесте. Проект «Тепловая волна» — тот ответ, которого, очевидно, ждал куратор.
«Тепловая волна» представляет собой комнату отдыха с песком на полу, большими мешками с тем же наполнителем, сложенными в диван по периметру, и охлаждающимся потолком над головами. По центру укромного места в Арсенале находится колонна из труб. Она держит квадратный металлический навес и создает прохладу с помощью системы пассивного охлаждения, основанной на традиционных строительных практиках. Тепло от нагретой земли передается в тепловые трубы, которые его рассеивают, тем самым охлаждая воздух. Подобная система есть почти в каждом ноутбуке. Тут она перенесена в другой масштаб и охлаждает не компьютерный интеллект, а человеческий. Тонкая отсылка к основной теме биеннале.
Лучшим проектом в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный» стало «Кафе „Канал“» (Canal Café). Американская студия Diller Scofidio + Renfro (ей, кстати, принадлежит концепция парка «Зарядье») установила на берегу Гранд-канала систему очистки воды, которую сразу используют для приготовления кофе. Перед публикой весь процесс: из мутной, болотного оттенка, вода превращается в кристально прозрачную, а потом из нее тебе варят свежий кофе. Актуальный для города на воде эксперимент. Жюри биеннале отметило его как раз за «вклад в общественное пространство Венеции».
«Серебряного льва» за «многообещающее участие» в основном проекте получило исследование «Калькулятор империй: генеалогия технологий и власти, 1500–2025» (Calculating Empires: A Genealogy of Technology and Power, 1500–2025) Кейт Кроуфорд и Владана Йолера. Их 24-метровая схема — о том, как власть использует в своих целях технические и научные достижения — от сигнальных огней и голубиной почты до искусственного интеллекта.
Отдельного упоминания удостоились национальные павильоны Ватикана и Великобритании. Под кураторством кардинала Жозе Толентину ди Мендонса Святой престол показал проект «Открытая работа» (Opera aperta). Зрители оказываются посреди реставрационных работ в консерватории и могут понаблюдать за инженерами и строителями, а еще поиграть на музыкальных инструментах и даже обсудить за круглым столом насущные проблемы. Месседж налицо: мировому порядку нужна реставрация, и способен довести ее до ума лишь «коллективный разум».
Британский павильон тоже про ремонт, под которым подразумевается перезагрузка миропорядка. «ГБР — Геология британского ремонта» (GBR — Geology of Britannic Repair) является результатом полуторагодичного сотрудничества кураторских команд Великобритании и Кении и представляется авторами как «практика понимания архитектуры в качестве жизненно важного инструмента планетарного восстановления». Преамбула проекта — «вышивка бисером» из сельскохозяйственных отходов на фасаде. Павильон будто осыпан бусинами из навоза. Внутри — шесть залов, которые вскрывают наболевшую колониальную проблему вкупе с экологической, предлагая смотреть на Землю как на единый организм и формулировать сообща альтернативные способы миростроительства. Живописной иллюстрацией идеи служит первый зал с иммерсивной и мультисенсорной инсталляцией «Магнитный компас» (The Earth Compass), где соединены небесные карты ночного неба Лондона и Найроби. Снимки неба сделаны 12 декабря 1963 года — в день освобождения Кении от британского контроля. Карта показывает совокупность выбросов углерода в окружающую среду, наглядно доказывая, что загрязнение атмосферы не знает государственных границ.
Имена обладателей двух «золотых львов» за вклад в архитектуру были известны заранее. Прежде всего это американка Донна Харауэй, одна из основоположниц киберфеминизма, «нового материализма», центральная фигура в современной эпистемологии и постгуманизме. Другой «Золотой лев» по совокупности заслуг присужден Итало Роте, посмертно. Итальянский архитектор и дизайнер, известный реконструкцией интерьеров Музея Орсе и созданием освещения собора Парижской Богоматери и берегов Сены, скончался в прошлом году. В этом выборе свое «слепое пятно». И вряд ли дело только в том, что Рота изучал новейшие технологии, экспериментировал с искусственным интеллектом и учил студентов мыслить нелинейно. «Все крутится вокруг страсти: вы должны быть счастливы от того, что делаете, потому что без этого ощущения у вас мало что получится», — говорил миланец.
В основном проекте Карло Ратти много технологичного, однако он создан с этой очень человечной эмоцией. Его визуальное высказывание начинается с душной комнаты с неработающими кондиционерами (проект климатологов Сони Сеневиратне и Давида Бреша), а заканчивается капсулой города в недрах Марса. В этой проекции будущего человечество теряет свою планету из-за глобального потепления, но не отчаивается, а осваивает соседнюю. Как писал классик, «жизнь победила смерть неизвестным для меня способом».
В биеннале, которая продолжит свою работу до 23 ноября, принимают участие 66 стран, а также 750 специалистов в основной выставке, и это не только архитекторы и инженеры, но и математики, климатологи, философы, художники, программисты и даже фермеры и повара.