18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Венеции проходит 19-я Архитектурная биеннале

Павильон Великобритании. Проект GBR: Geology of Britannic Repair. Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Canal Café в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».  Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Calculating Empires: A Genealogy of Technology and Power, 1500–2025 в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный». Фото: Luca Capuano / La Biennale di Venezia
Павильон Бахрейна. Проект «Тепловая волна». Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia
Проект Gateway To Venice’s Waterways , коллаборация  Porsche и Фонда Нормана Фостера в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».  Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Boonserm Premthada  Elephant Chapel в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».  Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект PORCH: An Architecture of Generosity в павильоне США. Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Deserta Ecofolie в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный». Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект The Third Paradise Perspective в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».  Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Materiae Palimpseste в павильоне Марокко. Фото: Luca Capuano / La Biennale di Venezia
Проект Alternative Urbanism the Self-Organized Markets of Lagos.  Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia
Проект The Other Side of the Hil в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный»l.  Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Picoplanktonics  в павильоне Канады.  Фото: Luca Capuano / La Biennale di Venezia
Проект Soft Infrastructure в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».  Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Necto в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».  Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект co-exist в павильоне Китая.  Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia
Проект Circularity Handbook в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».  Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект A Satellite Symphony в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».   Фото: Luca Capuano / La Biennale di Venezia
Проект TERRÆ AQUÆ. L’Italia e l’intelligenza del mare в павильоне Италии.  Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia
Павильон Великобритании. Проект GBR: Geology of Britannic Repair.
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Canal Café в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Calculating Empires: A Genealogy of Technology and Power, 1500–2025 в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Luca Capuano / La Biennale di Venezia
Павильон Бахрейна. Проект «Тепловая волна».
Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia
Проект Gateway To Venice’s Waterways , коллаборация Porsche и Фонда Нормана Фостера в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Boonserm Premthada Elephant Chapel в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект PORCH: An Architecture of Generosity в павильоне США.
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Deserta Ecofolie в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект The Third Paradise Perspective в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Materiae Palimpseste в павильоне Марокко.
Фото: Luca Capuano / La Biennale di Venezia
Проект Alternative Urbanism the Self-Organized Markets of Lagos.
Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia
Проект The Other Side of the Hil в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный»l.
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Picoplanktonics в павильоне Канады.
Фото: Luca Capuano / La Biennale di Venezia
Проект Soft Infrastructure в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект Necto в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект co-exist в павильоне Китая.
Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia
Проект Circularity Handbook в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Marco Zorzanello / La Biennale di Venezia
Проект A Satellite Symphony в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный».
Фото: Luca Capuano / La Biennale di Venezia
Проект TERRÆ AQUÆ. L’Italia e l’intelligenza del mare в павильоне Италии.
Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia

Проекты биеннале объединились под девизом «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный», который придумал куратор Карло Ратти

Архитектурная биеннале в Венеции, 19-я по счету, традиционно стартовала с раздачи призов. Главного «Золотого льва» получил национальный павильон Королевства Бахрейн, где предложили оригинальный способ борьбы с глобальным потеплением — устроив лаундж-зону с охлаждающим потолком. «Золотой лев» за «Тепловую волну» (Heatwave) говорит не только о художественных достоинствах проекта, архитектором которого выступил немец Андреа Фарагуна, инженером — итальянец Марио Монотти, а термомехаником — выходец из Советского Союза, ныне живущий в Швейцарии, Александр Пузрин. Понятно, какую мировую проблему считает ключевой куратор 19-й Архитектурной биеннале Карло Ратти, определивший тему венецианского смотра как «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный». Человек не царь природы, настало время считаться с материальным окружающим миром и миром виртуальным на равных. В помощь — коллективный разум. Все мы часть единой экосистемы и несем ответственность за нее. «Пришло время адаптировать архитектуру под меняющийся мир», — призвал Карло Ратти в своем манифесте. Проект «Тепловая волна» — тот ответ, которого, очевидно, ждал куратор.

«Тепловая волна» представляет собой комнату отдыха с песком на полу, большими мешками с тем же наполнителем, сложенными в диван по периметру, и охлаждающимся потолком над головами. По центру укромного места в Арсенале находится колонна из труб. Она держит квадратный металлический навес и создает прохладу с помощью системы пассивного охлаждения, основанной на традиционных строительных практиках. Тепло от нагретой земли передается в тепловые трубы, которые его рассеивают, тем самым охлаждая воздух. Подобная система есть почти в каждом ноутбуке. Тут она перенесена в другой масштаб и охлаждает не компьютерный интеллект, а человеческий. Тонкая отсылка к основной теме биеннале.

Лучшим проектом в рамках основной выставки «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный» стало «Кафе „Канал“» (Canal Café). Американская студия Diller Scofidio + Renfro (ей, кстати, принадлежит концепция парка «Зарядье») установила на берегу Гранд-канала систему очистки воды, которую сразу используют для приготовления кофе. Перед публикой весь процесс: из мутной, болотного оттенка, вода превращается в кристально прозрачную, а потом из нее тебе варят свежий кофе. Актуальный для города на воде эксперимент. Жюри биеннале отметило его как раз за «вклад в общественное пространство Венеции».

«Серебряного льва» за «многообещающее участие» в основном проекте получило исследование «Калькулятор империй: генеалогия технологий и власти, 1500–2025» (Calculating Empires: A Genealogy of Technology and Power, 1500–2025) Кейт Кроуфорд и Владана Йолера. Их 24-метровая схема — о том, как власть использует в своих целях технические и научные достижения — от сигнальных огней и голубиной почты до искусственного интеллекта.

Отдельного упоминания удостоились национальные павильоны Ватикана и Великобритании. Под кураторством кардинала Жозе Толентину ди Мендонса Святой престол показал проект «Открытая работа» (Opera aperta). Зрители оказываются посреди реставрационных работ в консерватории и могут понаблюдать за инженерами и строителями, а еще поиграть на музыкальных инструментах и даже обсудить за круглым столом насущные проблемы. Месседж налицо: мировому порядку нужна реставрация, и способен довести ее до ума лишь «коллективный разум».

Британский павильон тоже про ремонт, под которым подразумевается перезагрузка миропорядка. «ГБР — Геология британского ремонта» (GBR — Geology of Britannic Repair) является результатом полуторагодичного сотрудничества кураторских команд Великобритании и Кении и представляется авторами как «практика понимания архитектуры в качестве жизненно важного инструмента планетарного восстановления». Преамбула проекта — «вышивка бисером» из сельскохозяйственных отходов на фасаде. Павильон будто осыпан бусинами из навоза. Внутри — шесть залов, которые вскрывают наболевшую колониальную проблему вкупе с экологической, предлагая смотреть на Землю как на единый организм и формулировать сообща альтернативные способы миростроительства. Живописной иллюстрацией идеи служит первый зал с иммерсивной и мультисенсорной инсталляцией «Магнитный компас» (The Earth Compass), где соединены небесные карты ночного неба Лондона и Найроби. Снимки неба сделаны 12 декабря 1963 года — в день освобождения Кении от британского контроля. Карта показывает совокупность выбросов углерода в окружающую среду, наглядно доказывая, что загрязнение атмосферы не знает государственных границ.

Имена обладателей двух «золотых львов» за вклад в архитектуру были известны заранее. Прежде всего это американка Донна Харауэй, одна из основоположниц киберфеминизма, «нового материализма», центральная фигура в современной эпистемологии и постгуманизме. Другой «Золотой лев» по совокупности заслуг присужден Итало Роте, посмертно. Итальянский архитектор и дизайнер, известный реконструкцией интерьеров Музея Орсе и созданием освещения собора Парижской Богоматери и берегов Сены, скончался в прошлом году. В этом выборе свое «слепое пятно». И вряд ли дело только в том, что Рота изучал новейшие технологии, экспериментировал с искусственным интеллектом и учил студентов мыслить нелинейно. «Все крутится вокруг страсти: вы должны быть счастливы от того, что делаете, потому что без этого ощущения у вас мало что получится», — говорил миланец.

В основном проекте Карло Ратти много технологичного, однако он создан с этой очень человечной эмоцией. Его визуальное высказывание начинается с душной комнаты с неработающими кондиционерами (проект климатологов Сони Сеневиратне и Давида Бреша), а заканчивается капсулой города в недрах Марса. В этой проекции будущего человечество теряет свою планету из-за глобального потепления, но не отчаивается, а осваивает соседнюю. Как писал классик, «жизнь победила смерть неизвестным для меня способом».

В биеннале, которая продолжит свою работу до 23 ноября, принимают участие 66 стран, а также 750 специалистов в основной выставке, и это не только архитекторы и инженеры, но и математики, климатологи, философы, художники, программисты и даже фермеры и повара.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+