18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Тейт с размахом отмечает 250-летие Уильяма Тёрнера

Уильям Тёрнер. «Дордрехт. Заштилевший корабль из Роттердама». 1818. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Дордрехт. Заштилевший корабль из Роттердама». 1818.
Фото: Yale Center for British Art
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставки в рамках фестиваля «Тёрнер-250» показывают, почему художник может считаться современным и сегодня, и раскрывают малоизвестные грани его наследия

Лондонский музей Тейт отмечает 250-летие со дня рождения Уильяма Тёрнера фестивалем «Тёрнер-250», предусматривающим проведение более 30 выставок и других проектов внутри и за пределами Великобритании. «Родившийся 23 апреля 1775 года, Дж.М.У.Тёрнер признан наиболее влиятельным британским художником всех времен», — решительно заявляет музей в пресс-релизе.

В течение года наследие Тёрнера будет представлено зрителям в широком диапазоне: от пейзажных гравюр в Художественной галерее Уитворта в Манчестере (до 2 ноября) до двойной выставки Тёрнера и Джона Констебла в Тейт Бритен в Лондоне (27 ноября 2025 года — 12 апреля 2026 года). Беспрецедентно большое число картин художника из Тейт отправилось в Китай. Выставку «Диалоги с Тёрнером. Пробуждение возвышенного» уже посетило 160 тыс. человек — из-за популярности ее продлили до 10 мая.

Уильям Тёрнер. «Стаффа, пещера Фингала». 1832. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Стаффа, пещера Фингала». 1832.
Фото: Yale Center for British Art

Фестиваль «Тёрнер-250» послужил хорошим поводом, чтобы обратиться к малоисследованным аспектам творчества знаменитого художника. Экспозицию «Королевство Тёрнера. Красота, птицы и звери» (до 26 октября), посвященную анималистическим опытам мастера, откроют в его загородном доме в Твикенхэме.

Выставка «Тёрнер. Всегда современный», которая начнет работу осенью в Галерее искусств Уокера в Ливерпуле, покажет, что он предвосхитил дискуссию, связанную с изменением климата. «Заключительный раздел экспозиции расскажет о том, как Тёрнер и Джон Рёскин посещали Швейцарские Альпы и отмечали, как меняются ледники, — говорит куратор Мелисса Гастин. — Такие материалы 1840-х годов демонстрируют, что климатический кризис обсуждался еще в XIX веке».

Есть в биографии Тёрнера и темные пятна. Несколько лет назад резонанс вызвало заявление директора Тейт Алекса Фаркухарсона о том, что в 1805 году художник вложил £100 в ранчо на Ямайке, где использовался рабский труд. Правда, подчеркивалось, что его взгляды в отношении рабства становились все более прогрессивными, о чем можно судить по полотну «Невольничий корабль» (1840). В его основу легла история о британском судне «Бонг», экипаж которого утопил, выбросив за борт, около 140 рабов-африканцев после того, как у них закончились запасы пресной воды. Примечательна в этом смысле и картина «Всемирный потоп» (впервые выставлена в 1805 году), в правом нижнем углу которой изображен чернокожий мужчина в кандалах, который спасает от утопления белую женщину. В 1828 году художник посвятил отпечаток этой работы лорду Кэрисфорту, выступавшему за отмену рабства. При этом среди покровителей мастера были и аболиционисты, и рабовладельцы.

Уильям Тёрнер. «Замок Харлех, вид с парома Тигвин летним вечером». 1799. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Замок Харлех, вид с парома Тигвин летним вечером». 1799.
Фото: Yale Center for British Art

Ключевым юбилейным проектом, который принесет пользу как ученым, так и более широкой аудитории, является окончание работы над онлайн-каталогом альбомов, рисунков и акварелей Тёрнера. Художник умер в 1851 году в возрасте 76 лет, оставив завещание, согласно которому все его наследие — а это около 300 картин и 30 тыс. работ на бумаге, включая альбомы с эскизами, — передавалось британской нации (родственники были не рады такому повороту и даже пытались оспорить завещание в суде). Разбор и каталогизация графики Тёрнера велись с 2002 года и только сейчас подошли к завершению. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+