18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Библиотека искусств имени Боголюбова снова стала похожа на усадьбу

Реставрация Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Реставрация Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Этот особняк на Сущевской улице в Москве изначально, в ХIХ веке, имел непосредственное отношение к созданию живописи, а впоследствии — к погружению в ее историю

Реставрация одной из старейших читален Москвы, Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году — за год до 200-летия со дня рождения художника Алексея Боголюбова (1824–1896), первого владельца участка на Сущевской улице. К дате закончить не успели, сдали с некоторой задержкой.

Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

Двухэтажного деревянного дома, построенного для мариниста по проекту Льва Даля к 1878 году, уже нет, о нем напоминает только макет, который хранится в библиотеке под стеклянным колпаком, и еще оставшиеся в вестибюле резные двери. Главный дом усадьбы ныне носит имя юриста и художника Николая Третьякова (1857–1896), который выкупил здание у прежнего владельца, когда тот окончательно решил перебраться в Париж по состоянию здоровья. Единственный сын Сергея Третьякова был другом и поклонником таланта Алексея Боголюбова. Когда его брат Николай Боголюбов (1821–1898), тайный советник и писатель, покупал для художника участок на Сущевской улице, тот уже болел и только на лето приезжал в Россию, собирая в своем доме цвет творческой интеллигенции.

По заказу Третьякова к деревянному дому была сделана парадная пристройка, ее архитектором выступил Адольф Эрихсон, известный своим интересным творческим почерком на стыке разных стилей. Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну. Реставраторы возвращали главный дом усадьбы как раз к тому виду, каким Эрихсон сдал его заказчику. «Восстановлены интерьеры 1891–1892 годов, включая потолок вестибюля, барельефы грифонов над главным входом, дубовый щитовой паркет, а также потолочную лепнину и исторические розетки. Теперь старинный особняк готов вновь принимать посетителей», — отчитался глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Особое внимание при нынешней реставрации усадьбы было уделено воссозданию неоклассических интерьеров. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Особое внимание при нынешней реставрации усадьбы было уделено воссозданию неоклассических интерьеров.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

Путь к возвращению исторической памяти оказался долгим и витиеватым. После революции здание было нацио­нализировано, в 1919 году в нем открылась библиотека. Правда, долгое время она носила имя не Алексея Боголюбова, а крестьянского поэта Ивана Сурикова (к художнику Василию Сурикову отношения не имеет). Лишь в 1996 году постановлением правительства Москвы библиотеке было присвоено имя первого владельца дома.

В 2002 году здание получило статус памятника истории и культуры; как раз тогда там шла реконструкция усадьбы, завершившаяся к 2004 году. Деревянный двухэтажный дом Боголюбова снесли именно в то время — по причине ветхости строения. За полвека до того, в 1946–1949 годах, в Суриковке, как называли библиотеку в советское время, был проведен капитальный ремонт, так что исторические элементы уцелели чудом. С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной, которая с начала 1990-х работает как литературно-музыкальный салон, и Белой парадной столовой, где сейчас проходят выставки.

С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной и Белой парадной столовой. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной и Белой парадной столовой.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

В числе прочего в ходе работ, завершившихся в феврале 2025 года, историческое здание приспособили к современным требованиям безопасности — установили автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией. Заодно отремонтировали здание, которое было построено в начале 2000-х на месте деревянного дома Боголюбова. Там обновили интерьеры, инженерные системы, фасады и кровлю, установили пандус. 

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
3
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+