18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета

Уильям Джайлс Жиль. «Sic transit gloria mundi» — «Так проходит слава мирская». 1924. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Уильям Джайлс Жиль. «Sic transit gloria mundi» — «Так проходит слава мирская». 1924.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией

В рамках новой серии выставок под названием Ars Graphica Пушкинский музей представляет первую — «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века». Выставка, подготовленная совместно с Российской государственной библиотекой (РГБ), посвящена музейной деятельности выдающегося русского ученого Николая Романова (1867–1948). Он возглавлял отделение изящных искусств Румянцевского музея в сложный период с 1910 по 1924 год, а затем до 1928 года был директором преемника Румянцевского — Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Парадоксальным образом именно в годы Первой мировой войны, предреволюционные и послереволюционные, Романову удалось воплотить в жизнь свою мечту о современном музее — на материале графики, относительно доступной по цене. Основываясь на хорошо ему известном опыте европейских музеев, он начал продуманные закупки (и обмен дарами, например с Британским музеем в 1925 году), соединяя в коллекции искусство старое с современным.

Выставки «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в Пушкинском музее.  Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставки «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в Пушкинском музее.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

В экспозиции более 80 произведений западноевропейских и русских мастеров эстампа: Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Оноре Домье, Анны Остроумовой-Лебедевой, Вадима Фалилеева и других. Работы старых мастеров, подкрепленные документами, размещены в витринах, горизонтально, а современников Романова — вертикально, на стенах зала 31 в главном здании ГМИИ.

Выставки «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в Пушкинском музее.  Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставки «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в Пушкинском музее.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Куратор со стороны РГБ Наталья Самойленко рассказала нашему изданию, что одной из главных задач было соединить на выставке разговор о гравюрном кабинете и его истории с понятным и целостным зрелищным рядом. При подготовке экспозиции выбор работ был в значительной степени основан на выборе самого Романова — выставках 1913 и 1916 годов, которые показывали гравюрный кабинет максимально цельно в главных его произведениях.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века»
До 15 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+