18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах

Павел Беньков, Александр Волков, Павел Кузнецов, Михаил Курзин, Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк — все это очень разные художники, которых объединяет одно: каждый из них побывал на Востоке и был ослеплен им. Одни авторы проводили в Туркестане месяцы, другие — жизнь, но все они напитались его сюжетами на годы. Например, Александр Самохвалов называл экспедицию Академии истории материальной культуры, где он побывал в 1921 году со своим учителем Петровым-Водкиным, «трамплином в творчестве». Параллельно с изучением древних памятников студент ВХУТЕМАСа создал серию зарисовок, пойманная в которых воздушность на годы определит его живописную манеру. А сам Петров-Водкин собрал рисунки и путевые заметки в книгу «Самаркандия». «Переливы цвета в тончайших узорах орнаментики, кончающихся сталактитами, спорят с вечерним небом и не сдаются небу чистотой и звучностью гаммы», — писал он.

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Жемчужиной экспозиции стала «Гранатовая чайхана» (1924) — шедевр Александра Волкова, написанный в его самый авангардный период. Троица за чайным столом одновременно вызывает ассоциации с Андреем Рублевым и Пабло Пикассо. Волков родился в семье военного в поселке Новый Маргелан, на месте которого потом выросла Фергана. В 1916 году после окончания Киевского художественного училища переехал в Ташкент и остался там на всю жизнь. В Ташкенте он получил должность преподавателя рисования в народных школах и железнодорожном училище, руководил музеем Народного университета, работал в мастерских Туркестанской народной художественной школы, пробовал себя в качестве художника-декоратора в студии Рабочего театра. Вокруг него образовался круг молодых художников, которых называли «бригадой Волкова».

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Живопись Востока, главным образом, построена на примитиве и на живописно-декоративном начале. Это и легло в основу моего творчества. Развертывая работы в плоскости примитива, я ввел целую систему треугольников и других геометрических форм и дошел до трактовки человека в треугольнике как предельно простейшей форме», — рассказывал Александр Волков. В его «Гранатовой чайхане» за чашкой чая встретились музыканты. Каждую из трех фигур дутаристов он вписывает в треугольник, добиваясь простой выразительной композиции, рифмующей формы и пурпурные пятна. В Москве на выставке «Художники Узбекистана» в 1934 году «Гранатовая чайхана» была хорошо принята критикой. В 1968-м Третьяковская галерея выкупила полотно у потомков автора. Это действительно этапная для Волкова вещь. На закате жизни он писал: «Пройдя через ряд живописных течений — футуризм, кубизм, экспрессионизм, подошел к примитиву, в котором ввел систему треугольников… Этот цикл был закончен в 1924 году картиной „Гранатовая чайхана“ — это мой символ веры».

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Роберт Фальк провел годы войны в эвакуации в Самарканде. Один из его натурных пейзажей вошел в состав выставки «Путь на Восток». Светлый и воздушный «Отдых под деревьями» написан в роковой для мастера год: в 1943-м единственный сын художника, 27-летний Валерий, погиб на фронте. Сам Фальк, узнав о случившемся, попал в госпиталь, где оказался на соседней койке с Игорем Савицким, историком искусства, который позже на основе своей коллекции создаст в Нукусе музей. В его собрание попадут работы отца и сына Фальков. Деятельности художников, эвакуированных в республики Центральной Азии в годы Великой Отечественной войны, на выставке посвящен особый раздел.

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Среди экспонатов зрители найдут как хорошо известные, не раз показанные произведения, так и редкости. Такова «Керамика» Льва Крамаренко, друга Малевича, профессора Всеукраинской академии художеств, который по личной инициативе в 1934 году отправился в Узбекистан. Его интересовали росписи бухарских мастеров-орнаменталистов — наккошей, секреты риштанских гончаров, произведения которых запечатлены в колористическом натюрморте. Вернувшись, в 1935 году Крамаренко возглавил мастерскую монументальной живописи в Москве. В 1980-х вдова художника Ирина Жданко, которая была с ним в Узбекистане, подарила Третьяковке эту картину и несколько пейзажей как дорогое воспоминание о Центральной Азии.

Новая Третьяковка
«Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии»
До 28 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+