18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах

Павел Беньков, Александр Волков, Павел Кузнецов, Михаил Курзин, Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк — все это очень разные художники, которых объединяет одно: каждый из них побывал на Востоке и был ослеплен им. Одни авторы проводили в Туркестане месяцы, другие — жизнь, но все они напитались его сюжетами на годы. Например, Александр Самохвалов называл экспедицию Академии истории материальной культуры, где он побывал в 1921 году со своим учителем Петровым-Водкиным, «трамплином в творчестве». Параллельно с изучением древних памятников студент ВХУТЕМАСа создал серию зарисовок, пойманная в которых воздушность на годы определит его живописную манеру. А сам Петров-Водкин собрал рисунки и путевые заметки в книгу «Самаркандия». «Переливы цвета в тончайших узорах орнаментики, кончающихся сталактитами, спорят с вечерним небом и не сдаются небу чистотой и звучностью гаммы», — писал он.

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Жемчужиной экспозиции стала «Гранатовая чайхана» (1924) — шедевр Александра Волкова, написанный в его самый авангардный период. Троица за чайным столом одновременно вызывает ассоциации с Андреем Рублевым и Пабло Пикассо. Волков родился в семье военного в поселке Новый Маргелан, на месте которого потом выросла Фергана. В 1916 году после окончания Киевского художественного училища переехал в Ташкент и остался там на всю жизнь. В Ташкенте он получил должность преподавателя рисования в народных школах и железнодорожном училище, руководил музеем Народного университета, работал в мастерских Туркестанской народной художественной школы, пробовал себя в качестве художника-декоратора в студии Рабочего театра. Вокруг него образовался круг молодых художников, которых называли «бригадой Волкова».

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Живопись Востока, главным образом, построена на примитиве и на живописно-декоративном начале. Это и легло в основу моего творчества. Развертывая работы в плоскости примитива, я ввел целую систему треугольников и других геометрических форм и дошел до трактовки человека в треугольнике как предельно простейшей форме», — рассказывал Александр Волков. В его «Гранатовой чайхане» за чашкой чая встретились музыканты. Каждую из трех фигур дутаристов он вписывает в треугольник, добиваясь простой выразительной композиции, рифмующей формы и пурпурные пятна. В Москве на выставке «Художники Узбекистана» в 1934 году «Гранатовая чайхана» была хорошо принята критикой. В 1968-м Третьяковская галерея выкупила полотно у потомков автора. Это действительно этапная для Волкова вещь. На закате жизни он писал: «Пройдя через ряд живописных течений — футуризм, кубизм, экспрессионизм, подошел к примитиву, в котором ввел систему треугольников… Этот цикл был закончен в 1924 году картиной „Гранатовая чайхана“ — это мой символ веры».

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Роберт Фальк провел годы войны в эвакуации в Самарканде. Один из его натурных пейзажей вошел в состав выставки «Путь на Восток». Светлый и воздушный «Отдых под деревьями» написан в роковой для мастера год: в 1943-м единственный сын художника, 27-летний Валерий, погиб на фронте. Сам Фальк, узнав о случившемся, попал в госпиталь, где оказался на соседней койке с Игорем Савицким, историком искусства, который позже на основе своей коллекции создаст в Нукусе музей. В его собрание попадут работы отца и сына Фальков. Деятельности художников, эвакуированных в республики Центральной Азии в годы Великой Отечественной войны, на выставке посвящен особый раздел.

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Среди экспонатов зрители найдут как хорошо известные, не раз показанные произведения, так и редкости. Такова «Керамика» Льва Крамаренко, друга Малевича, профессора Всеукраинской академии художеств, который по личной инициативе в 1934 году отправился в Узбекистан. Его интересовали росписи бухарских мастеров-орнаменталистов — наккошей, секреты риштанских гончаров, произведения которых запечатлены в колористическом натюрморте. Вернувшись, в 1935 году Крамаренко возглавил мастерскую монументальной живописи в Москве. В 1980-х вдова художника Ирина Жданко, которая была с ним в Узбекистане, подарила Третьяковке эту картину и несколько пейзажей как дорогое воспоминание о Центральной Азии.

Новая Третьяковка
«Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии»
До 28 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+