18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Первая в мире международная Биеннале экологического искусства стартует в Нижнем Новгороде

Мария Сафронова. «Заселение ульев». 2021. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Сафронова. «Заселение ульев». 2021.
Фото: Биеннале экологического искусства

Биеннале экологического искусства пройдет на ключевых площадках Нижнего Новгорода и объединит более 150 художников из России, Аргентины, Вьетнама, Зимбабве, Италии, Китая, Кореи, Мексики, Филиппин, Франции и других стран

В программе международной Биеннале экологического искусства представлены главный проект «Кожа Земли» и шесть специальных проектов, первый из которых — «Земное/Планетарное» — открывается 18 апреля в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С.Пушкина, Арсенале. Главный куратор и программный директор Юлия Аксенова предлагает рассмотреть экологические проблемы с двух ракурсов: в галактическом масштабе, когда Земля — это лишь малая часть огромной системы, и в то же время обратиться к локальному, как говорят организаторы, «почвенному». По их словам, суть проекта — «увидеть Землю из космоса и одновременно сфокусироваться на ее активности вблизи». Художникам предлагается найти баланс между неизбежными последствиями технологического прогресса и максимальным сохранением привычной среды обитания всего существующего на планете. Как пример можно привести знаковые инсталляции двух авторов из Республики Корея — Ким Сун Им и Янгкуры. Первая в своем творчестве обращается к повсеместности пластика, который влияет на природу и служит фундаментом нынешней цивилизации, а второй в проекте «Мусорные монстры» демонстрирует, как развитие торговли в Азиатском регионе приводит к загрязнению морской среды. Отдельно раскрывается тема экологического неравенства, когда страны третьего мира становятся промышленными и мусорными полигонами других держав, в том числе как отголоски колониальной эпохи.

Чжан Сяо. «Яблоко-1». 2011–2021. Фото: Биеннале экологического искусства
Чжан Сяо. «Яблоко-1». 2011–2021.
Фото: Биеннале экологического искусства

Следующий специальный проект — «Зона пчел» — стартует 18 мая в Нижегородском государственном художественном музее. Художники Антон Кузнецов и Мария Сафронова уже много лет занимаются изучением и визуализацией взаимосвязей и аналогий социальных моделей насекомых и людей. Два их одноименных проекта были представлены в прошлом году на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце и в московской галерее «Триумф». Кураторы Марина Бобылева и Артур Князев на этот раз выбрали необычный метод показа работ, интегрируя их в постоянную экспозицию музея, что дает зрителю возможность проследить, как менялось отношение человека к природе на протяжении столетий, находя отражение в изобразительном искусстве.

Мария Сафронова. «Район 22». 2022. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Сафронова. «Район 22». 2022.
Фото: Биеннале экологического искусства

В пространстве ЦЕХ * 17 мая открывается специальный проект «Цифровые надежды». Это восемь мультимедийных инсталляций, посвященных изменениям человеческого взгляда на природу под воздействием медиатехнологий и больших данных, а также формированию параллельных миров, основанных на искусственном интеллекте.

Главный проект биеннале — «Кожа Земли» — откроется 30 мая сразу в двух локациях: на Мытном рынке и в бывшей гостинице Ермолаевых. Кураторы так описывают основную идею: «В фокусе проекта — тонкая оболочка Земли, сравнимая с кожным покровом, и ее незаменимая роль в жизни планеты. Возникновение развитой биосферы, да и самой человеческой цивилизации, связано с почвенным слоем. Находясь в центре соприкосновения всех геосфер, он является пространством пересечения многих экологических систем, источником разнообразия природных видов и генетическим хранилищем жизни».

Мария Федорова. Из проекта «Растерянный хищник». 2024. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Федорова. Из проекта «Растерянный хищник». 2024.
Фото: Биеннале экологического искусства

Летом будет запущено два уличных проекта: «Воздух» и «Луг». В рамках первого семь работ известнейших российских стрит-артистов, включая Анатолия Akue, Максима Има и Мишу Most, а также мексиканского художника Farid Rueda дополнят общественные пространства города и отразят актуальные проблемы, в том числе шумовое загрязнение, сокращение биоразнообразия, космический мусор.

Проект «Луг» — ленд-арт Дани Пирогова, который построит из экологичных материалов башни с гнездами для разных видов птиц, обитающих в Нижегородской области. По заверениям организаторов, объекты будут размещены в историческом центре Нижнего, однако в локациях, зачастую незнакомых даже коренным жителям, что позволит им по-новому взглянуть на свой город.

Елена Соколова. «Мегаполис насекомых». Фото: Биеннале экологического искусства
Елена Соколова. «Мегаполис насекомых».
Фото: Биеннале экологического искусства

Другими проектами биеннале, организованной по инициативе правительства Нижегородской области и галереи «Триумф», станут «Чистая энергия» и «Искусство атомных городов» в Академии «Маяк» имени А.Д.Сахарова и «Мечты о доме» в Арсенале, а в рамках параллельной программы пройдут выставки в Центре современного искусства «Терминал А», студии «Тихая», галереях Futuro и «9Б». Завершится биеннале 20 ноября.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+