18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первая в мире международная Биеннале экологического искусства стартует в Нижнем Новгороде

Мария Сафронова. «Заселение ульев». 2021. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Сафронова. «Заселение ульев». 2021.
Фото: Биеннале экологического искусства

Биеннале экологического искусства пройдет на ключевых площадках Нижнего Новгорода и объединит более 150 художников из России, Аргентины, Вьетнама, Зимбабве, Италии, Китая, Кореи, Мексики, Филиппин, Франции и других стран

В программе международной Биеннале экологического искусства представлены главный проект «Кожа Земли» и шесть специальных проектов, первый из которых — «Земное/Планетарное» — открывается 18 апреля в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С.Пушкина, Арсенале. Главный куратор и программный директор Юлия Аксенова предлагает рассмотреть экологические проблемы с двух ракурсов: в галактическом масштабе, когда Земля — это лишь малая часть огромной системы, и в то же время обратиться к локальному, как говорят организаторы, «почвенному». По их словам, суть проекта — «увидеть Землю из космоса и одновременно сфокусироваться на ее активности вблизи». Художникам предлагается найти баланс между неизбежными последствиями технологического прогресса и максимальным сохранением привычной среды обитания всего существующего на планете. Как пример можно привести знаковые инсталляции двух авторов из Республики Корея — Ким Сун Им и Янгкуры. Первая в своем творчестве обращается к повсеместности пластика, который влияет на природу и служит фундаментом нынешней цивилизации, а второй в проекте «Мусорные монстры» демонстрирует, как развитие торговли в Азиатском регионе приводит к загрязнению морской среды. Отдельно раскрывается тема экологического неравенства, когда страны третьего мира становятся промышленными и мусорными полигонами других держав, в том числе как отголоски колониальной эпохи.

Чжан Сяо. «Яблоко-1». 2011–2021. Фото: Биеннале экологического искусства
Чжан Сяо. «Яблоко-1». 2011–2021.
Фото: Биеннале экологического искусства

Следующий специальный проект — «Зона пчел» — стартует 18 мая в Нижегородском государственном художественном музее. Художники Антон Кузнецов и Мария Сафронова уже много лет занимаются изучением и визуализацией взаимосвязей и аналогий социальных моделей насекомых и людей. Два их одноименных проекта были представлены в прошлом году на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце и в московской галерее «Триумф». Кураторы Марина Бобылева и Артур Князев на этот раз выбрали необычный метод показа работ, интегрируя их в постоянную экспозицию музея, что дает зрителю возможность проследить, как менялось отношение человека к природе на протяжении столетий, находя отражение в изобразительном искусстве.

Мария Сафронова. «Район 22». 2022. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Сафронова. «Район 22». 2022.
Фото: Биеннале экологического искусства

В пространстве ЦЕХ * 17 мая открывается специальный проект «Цифровые надежды». Это восемь мультимедийных инсталляций, посвященных изменениям человеческого взгляда на природу под воздействием медиатехнологий и больших данных, а также формированию параллельных миров, основанных на искусственном интеллекте.

Главный проект биеннале — «Кожа Земли» — откроется 30 мая сразу в двух локациях: на Мытном рынке и в бывшей гостинице Ермолаевых. Кураторы так описывают основную идею: «В фокусе проекта — тонкая оболочка Земли, сравнимая с кожным покровом, и ее незаменимая роль в жизни планеты. Возникновение развитой биосферы, да и самой человеческой цивилизации, связано с почвенным слоем. Находясь в центре соприкосновения всех геосфер, он является пространством пересечения многих экологических систем, источником разнообразия природных видов и генетическим хранилищем жизни».

Мария Федорова. Из проекта «Растерянный хищник». 2024. Фото: Биеннале экологического искусства
Мария Федорова. Из проекта «Растерянный хищник». 2024.
Фото: Биеннале экологического искусства

Летом будет запущено два уличных проекта: «Воздух» и «Луг». В рамках первого семь работ известнейших российских стрит-артистов, включая Анатолия Akue, Максима Има и Мишу Most, а также мексиканского художника Farid Rueda дополнят общественные пространства города и отразят актуальные проблемы, в том числе шумовое загрязнение, сокращение биоразнообразия, космический мусор.

Проект «Луг» — ленд-арт Дани Пирогова, который построит из экологичных материалов башни с гнездами для разных видов птиц, обитающих в Нижегородской области. По заверениям организаторов, объекты будут размещены в историческом центре Нижнего, однако в локациях, зачастую незнакомых даже коренным жителям, что позволит им по-новому взглянуть на свой город.

Елена Соколова. «Мегаполис насекомых». Фото: Биеннале экологического искусства
Елена Соколова. «Мегаполис насекомых».
Фото: Биеннале экологического искусства

Другими проектами биеннале, организованной по инициативе правительства Нижегородской области и галереи «Триумф», станут «Чистая энергия» и «Искусство атомных городов» в Академии «Маяк» имени А.Д.Сахарова и «Мечты о доме» в Арсенале, а в рамках параллельной программы пройдут выставки в Центре современного искусства «Терминал А», студии «Тихая», галереях Futuro и «9Б». Завершится биеннале 20 ноября.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+