18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Автомобиль как искусство

Избранные арт-кары у штаб-квартиры BMW в Мюнхене. Фото: BMW
Избранные арт-кары у штаб-квартиры BMW в Мюнхене.
Фото: BMW
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Коллекция BMW Art Cars празднует 50-летие — мировым турне, выставками, специальными изданиями и коллаборациями с брендами

BMW Art Cars можно смело назвать уникальным брендовым проектом, в котором удачно и в то же время органично объединяются спорт и искусство. Все началось в 1975 году с автогонщика Эрве Пулена, который убедил Йохена Нерпаша, главного менеджера и инженера команды BMW Motorsport, украсить его автомобиль для гонки «24 часа Ле-Мана» творением современного художника. Моделью 3.0 CSL занялся американский скульптор Александр Колдер. Никто и предположить не мог, что прихоть Пулена впоследствии выльется во что-то столь грандиозное. Публика была в восторге от яркого арт-кара, хоть Пулен и сошел с дистанции всего через семь часов суточной гонки.

После такого ошеломительного успеха у зрителей и всей мировой прессы Пулен и воодушевленное ажиотажем руководство концерна BMW решили повторить опыт сотрудничества с представителем современного искусства. Через год на старт гонки «24 часа Ле-Мана» вышел автомобиль BMW под номером 21, оформленный уже Фрэнком Стеллой. После этого за дизайн гоночных экземпляров Пулена брались Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол. Участие этого звездного арт-квартета в еще только зарождавшемся проекте — исключительная заслуга Эрве Пулена, которого связывала с художниками крепкая дружба.

Так и началась история коллекции BMW Art Cars длиною в 50 лет. За эти годы на свет появилось лишь 20 авторских арт-каров, над которыми работали поистине выдающиеся авторы, среди которых были Эрнст Фукс и Роберт Раушенберг, Дэвид Хокни и Джон Балдессари и многие-многие другие. Им давали полную творческую свободу художественного высказывания.

Дэвид Хокни во время работы над своим арт-каром. Фото: BMW
Дэвид Хокни во время работы над своим арт-каром.
Фото: BMW

Кто-то, как Уорхол и Хокни, расписывал автомобиль собственноручно, кто-то создавал эскиз, который переносили на кузов в мастерских BMW. А Олафур Элиассон вообще полностью разобрал внешнюю часть корпуса водородного BMW H2R и снабдил его сложной футуристической оболочкой, которая в специальной морозильной камере покрывалась льдом.

По случаю юбилея проекта, считающегося образцом идеальной арт-коллаборации, концерн BMW решил устроить ему мировое турне, охватив пять континентов. Конечно, не все 20 автомобилей будут участвовать в глобальном праздновании, но полюбоваться можно будет самыми известными и яркими моделями, в том числе новейшей — гибридным гоночным болидом BMW M Hybrid V8, оформленным художницей Джули Мерету.

Тур стартовал в марте в Европе и Азии. Арт-кары, созданные Джеффом Кунсом, Роем Лихтенштейном, Робертом Раушенбергом, Дэвидом Хокни и Энди Уорхолом, 20 и 21 марта показали в Музее прикладного искусства и на ярмарке SPARK в Вене. Гоночный экземпляр BMW от Джули Мерету с 28 по 30 марта был выставлен на ярмарке Art Basel в Гонконге. После этого он отправится на гастроли по Африке. Модель E36 Touring Car от Сандро Киа — 13-й автомобиль в коллекции — будет представлена на вилле д’Эсте в итальянском Тиволи в мае. Еще восемь арт-каров обоснуются в сокровищнице автомобильной истории — Музее Лоувмана в Гааге — в июле и августе. Полное расписание выставок можно посмотреть на официальном сайте BMW.

Но этим празднование юбилея не ограничивается. Помимо выставок, поклонников проекта ждет памятный мерч. Например, миниатюры некоторых арт-каров и третье издание каталога BMW Art Cars, специально оформленное Джули Мерету, с эксклюзивными интервью и эссе о каждом болиде. А спортивный бренд Puma анонсировал линейку одежды, посвященную 50-летию уникальной коллекции BMW.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+