18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Béton отметил трехлетие кинопоказом

Кадр из фильма «Черкашины. Перформанс перестройки». Фото: Центр визуальной культуры Béton
Кадр из фильма «Черкашины. Перформанс перестройки».
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Центр визуальной культуры Béton по случаю дня рождения представил в кинотеатре «Художественный» два документальных фильма, подготовленных его командой

В честь третьего дня рождения Центр визуальной культуры Béton организовал в кинотеатре «Художественный» показ двух документальных фильмов режиссера Владимира Сумашедова: «Враг номер три» о мастере политических фотомонтажей Александре Житомирском и «Черкашины. Перформанс перестройки» о перформативном творчестве художников Валеры и Наташи Черкашиных. Перед просмотром для гостей вечера играла диджей Дарья Малыгина, а после — прошел концерт российской актрисы театра и кино Сабины Ахмедовой.

«Название для галереи выбрали, конечно, не случайно. Бетон — материал, обладающий широкими возможностями, умеющий быть и прочным, и пластичным. Это отвечает концепции ЦВК Béton — быть фундаментальным и гибким. Кроме того, первоначально это пространство представляло собой набор бетонных конструкций, которые были преобразованы в современный центр визуальной культуры», — рассказал арт-директор Béton Алексей Логинов.

За три года Béton успел представить 22 выставочных проекта.  Фото: Центр визуальной культуры Béton
За три года Béton успел представить 22 выставочных проекта.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

За три года Béton успел представить 22 выставочных проекта на основной площадке на Якиманской набережной в Москве и 17 выездных выставок в музеях и галереях в Вологде, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Саранске и Хабаровске, а также организовать более 100 образовательных программ. Основное направление деятельности центра — изучение, продвижение и развитие искусства фотографии. Институция работает только с оригинальными художественными объектами и располагает богатой коллекцией произведений — от дагеротипов до работ современных авторов. Кроме того, Béton исследует историю русской фотографии и создает документальные фильмы, посвященные творчеству современных фотохудожников.

В рамках празднования дня рождения центра визуальной культуры в кинотеатре «Художественный» гости мероприятия смогли увидеть сразу две документальные картины, снятые командой Béton.

Кадр из фильма «Враг номер 3».  Фото: Центр визуальной культуры Béton
Кадр из фильма «Враг номер 3».
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Первый фильм — «Враг номер три» — познакомил зрителей с незаслуженно забытым героем советского времени Александром Житомирским. Он принадлежал к плеяде советских художников политического фотомонтажа, среди которых были Густав Клуцис, Эль Лисицкий и Александр Родченко. Житомирский превратил свое искусство в высокоточное оружие: в годы Великой Отечественной его работы печатались на листовках и сбрасывались с воздуха на немецкие войска. Война содействовала наивысшему проявлению таланта художника. Его работы стали мощным инструментом контрпропаганды, а еще «пропуском в плен» для немецких солдат, что гарантировало им сохранение жизни и освобождение после окончания войны. Листовки и журналы с его фотомонтажами распространялись на немецком, венгерском, итальянском, румынском, финском и других языках. Нацистский министр пропаганды Йозеф Геббельс занес его имя в список самых ненавистных врагов Третьего рейха. Интересно, что на своих снимках Александр Житомирский нередко сам изображал нацистского солдата. Он старался поставить себя на место врага-немца, чтобы остановить людей от убийства друг друга. В качестве экспертов в фильме выступили историк фотографии и арт-директор Béton Алексей Логинов, искусствовед и специалист по советской визуальной культуре Эрика Вульф, заведующая Красногорским филиалом Музея Победы Светлана Любенкова и сын Александра Житомирского Владимир (он лично присутствовал на кинопоказе).

Кадр из фильма «Черкашины. Перформанс перестройки». Фото: Центр визуальной культуры Béton
Кадр из фильма «Черкашины. Перформанс перестройки».
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Фильм «Черкашины. Перформанс перестройки» рассказывает о творчестве пары художников Валеры и Наташи Черкашиных. Они работают вместе с 1983 года, начали творческую деятельность с традиционных материалов: живописи, графики и фотографии, затем перешли к фотографии, инсталляции и перформансу. Их произведения находятся в более чем 20 крупнейших музейных и корпоративных коллекциях России, США и других стран. Например, в ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаже, в Бостонском музее изящных искусств и Музее современного искусства Сан-Франциско. В центре внимания документального фильма — серия перформансов Валеры и Наташи Черкашиных, которые они провели в начале 1990-х годов на станции московского метро «Площадь Революции». Отправной точкой для создания работ стал распад СССР: страна, в которой художники родились и выросли, исчезла и унесла с собой ценности, героев и визуальную систему советской эпохи. Например, жизнь теперь уже российских граждан покинули субботники. Несогласные с их отменой Черкашины провели перформативный субботник в метро, а затем и подземную «свадьбу» жительницы Москвы и одной из бронзовых статуй со станции «Площадь Революции».

Поздравить команду ЦВК Béton приехали директор Мультимедиа Арт Музея Москва Ольга Свиблова, директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова, директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин, советник генерального директора Государственного музея Востока Татьяна Метакса, коллекционеры Марина Добровинская, Кирилл Шамалов, искусствоведы и кураторы Михаил Каменский, Елена Каменская, Мария Салина, галеристы Анастасия Волкова, Дмитрий Ханкин, Инна Хегай, промоутеры Алексей Боков, Синиша Лазаревич.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+