18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Проектируемые проезды»: призрак хонтологии бродит где хочет

Павел Отдельнов. «Стражи». 2013. Из живописного проекта «Внутреннее Дегунино».  Фото: Pavel Otdelnov
Павел Отдельнов. «Стражи». 2013. Из живописного проекта «Внутреннее Дегунино».
Фото: Pavel Otdelnov
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Сборник текстов Ирины Кулик о «ретроспективной перспективе» в современном искусстве — феномене, порожденном несбывшимися ожиданиями и крушением утопий, — прослеживает неразрывную связь между интернациональной и российской визуальной культурой

Один из самых востребованных и эрудированных арт-критиков, пишущих на русском языке, Ирина Кулик уже немало лет выступает как популярный лектор, чьи мероприятия собирают полные залы, а их записи — тысячи просмотров в Cети.

Часть лекций Кулик складывается в тематические циклы, каковыми были, в частности, ее «Несимметричные подобия» (2014–2019) в Музее современного искусства «Гараж». Речь шла о художниках — Пите Мондриане и Маурице Эшере, Хансе Хааке и Барбаре Крюгер, в чьих различных, на первый взгляд авторских, стратегиях обнаруживалось неочевидное избирательное сродство. Сборник текстов «Проектируемые проезды» составлен по мотивам другого цикла лекций Ирины Кулик, прочитанных в московском Мультимедиа Арт Музее в 2020–2021 годах.

Кулик И. Проектируемые проезды: Современное искусство в хонтологической перспективе. М.: АСТ, 2025. 384 с. (Серия «пАРТер. Лекции»).
Кулик И. Проектируемые проезды: Современное искусство в хонтологической перспективе. М.: АСТ, 2025. 384 с. (Серия «пАРТер. Лекции»).

Сквозной темой настоящих лекций стала «хонтология» современного российского и зарубежного искусства. Сам термин введен французским постмодернистом Жаком Деррида и философом Марком Фишером для описания «тоски по утраченной идее будущего, пронизывающей современную культуру». Симптомом этой тоски становится интерес к теме руин, полуразрушенным памятникам прошлого и прочим артефактам и призракам истории (одно из значений английского слова haunted — «населенный привидениями») как символам поверженных идеологий и не ставших реальностью прежних утопий. Они служат напоминанием о развилках истории, все еще могущих будоражить наше воображение сегодня.

В лекциях и в книге нашлось место модернистским абстрактным памятникам — «споменикам» — в Югославии послевоенных лет, увековеченным бельгийским фотографом Яном Кемпенасом. А также объектам британки Рейчел Уайтред, делавшей цементные слепки с заброшенных зданий. Романтическим фильмам-исследованиям Таситы Дин, снимавшимся в декорациях послевоенного модернизма, воздушнотехническим утопиям Томаса Сарасено и бельгийца Панамаренко, инвайронментам Томаса Деманда и практикам американского ленд-арта. А кроме того — проекту «Внутреннее Дегунино» Павла Отдельнова, живописи Таисии Коротковой и Марии Сафроновой, музыкальным инсталляциям Дмитрия Морозова (::vtol::). Хонтология, подчеркивает Кулик, оказывается «безусловно общей территорией для зарубежного и российского искусства» после падения железного занавеса и завершения холодной войны.

Хонтологию с ее кажущейся устремленностью в прошлое не стоит путать с ретроманией. Последняя сфокусирована на старых, но самоценных предметах, редких и не свойственных текущему моменту. Хонтология же фокусируется не на предметах, а на смыслах, скрывающихся в них. Кроме того, она «показывает погрешности и дефекты самого изображения или записи — кракелюры на холсте, шипение старой виниловой пластинки. Этот уровень обозначает ту современность, из которой мы смотрим на это прошлое».

Нео Раух. «Живопись». Фото: Сhristie's
Нео Раух. «Живопись».
Фото: Сhristie's

Не стоит путать хонтологию и с ностальгией. Прошлое в хонтологической оптике предстает как уже свершившийся факт, к которому не предлагается вернуться. Фокус переносится на проступающую в нем картину будущего, поразмыслить о котором оказывается небесполезно и в наши дни. В ситуации, когда известный нам миропорядок меняется на глазах и прошедший год считается за два, а то и за пять, подобная рефлексия представляется и впрямь продуктивной.

Тексты книги читаются как увлекательные эссе, уводящие в широкий простор современной культуры, включая не только искусство, но и кино, музыку, массовую культуру. Кулик в своих лекциях приводит множество фактов, подкрепляя их примерами и историями. Но не погружается при этом в дерридианские пучины деконструкции, а метким попаданием обозначает тематический горизонт каждого из явлений. Как бы открывая читателям перспективу самим обнаружить иные «несимметричные подобия» и «избирательное сродство» в бесконечной хонтологии современности.

Тексты «Проектируемых проездов», увы, не свободны от мелких неточностей. Упоминаемые в одной из лекций книги американского художника Эда Рушея — это не «фотоальбомы», а полноценные «книги художника», задуманные и реализованные автором в качестве таковых. А легендарная советская выставка «Индустрия социализма» открылась не в 1937, а в 1939 году. Огрехи редактуры, впрочем, здесь не должны смущать: Ирина Кулик апеллирует к хорошо знакомому материалу, который предлагает пересобрать под новым углом зрения. В этом смысле ее лекции создают задел на будущее, перспектива которого если не туманна, то в изложении Кулик бесконечно разнообразна. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+