18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Марина Чуб: «Я хочу показать мир во всех его проявлениях»

Марина Чуб. Фото: из архива Марины Чуб
Марина Чуб.
Фото: из архива Марины Чуб

Перед открытием выставки «Странствия» художница Марина Чуб рассказала, почему для художника важен позитивный настрой, какие темы она считает главными в своем творчестве и что планирует осуществить в будущем

В выставочных залах Московского дома художника 23 апреля откроется персональная выставка-ретроспектива Марины Чуб «Странствия», где будет представлено около 100 ее работ, созданных в период с 2022 по 2025 год. Марина Чуб — новый, но активный и бойкий игрок на арт-сцене: «Странствия» стали четвертой соло-экспозицией художницы, с 2019 года она активно участвует в групповых выставках, а с 2023 года входит в ряды Московского союза художников.

Вы учились на инженера и даже работали по специальности. Но в одном интервью сказали: «Художник жил во мне всю жизнь». Почему вы выбрали инженерное образование, а не художественное, не начали карьеру в искусстве раньше? Что побудило вас, состоявшегося специалиста в другой области, наконец профессионально заняться искусством, поступить в Школу акварели Сергея Андрияки и в МГАХИ им. В.И.Сурикова?

По первому образованию я действительно инженер ЭВМ. Специальность выбрали родители, и их можно понять: это базовые и нужные знания, дающие уверенность в будущем. А амплуа художника всегда было моей мечтой. Людям ведь свойственно иметь мечту и идти за ней. И я счастлива, что мне удалось ее осуществить. Сейчас я проживаю вторую жизнь в новой для себя роли. При этом я не жалею о том, что не начала раньше. Художнику необходимы разносторонние знания и насыщенный жизненный опыт. В каком порядке это все нарабатывается — не имеет решающего значения. К этому добавляются талант и вдохновенный труд — вот и формула успеха. Можно сказать, что живопись существовала в моем сознании — где-то внутри рождались и прорабатывались образы, идеи. Но они были не высказаны, не воплощены, и мне всегда было любопытно, как бы это выглядело на холсте. Сейчас всe это я претворяю в жизнь.

«Вечерний звон». 2023. Фото: из архива Марины Чуб
«Вечерний звон». 2023.
Фото: из архива Марины Чуб

В современном искусстве важен не столько визуальный образ, сколько идея, мощный концептуальный импульс. Есть абстрактные инсталляции, видео-арт, перформанс. Почему для вас было важно получить классическое художественное образование?

Я художник, тяготеющий к изучению, к анализу образа, острой композиции. Академическое образование в Суриковском институте и Школе Андрияки позволяет не изобретать велосипед, а сесть на него и поехать. Это мощная база, своеобразный трамплин для высокого прыжка самовыражения художника. Такое образование дает абсолютную степень свободы творчества и в то же время учит философствовать и продумывать, для чего ты это изобразил, для чего увековечил. Мне было интересно, как я могу переложить на холст движение, эмоции, ветер, погоду. Хотелось написать человека, каким его задумал Бог.

Какие техники вам больше всего нравятся в работах коллег по художественному цеху?

Ближе всего мне живопись, это понятно. Еще люблю графику и малую скульптуру. Среди любимых скульпторов, пожалуй, могу выделить Александра Рукавишникова.

При этом мне интересно цифровое искусство. Я бы хотела в перспективе освоить это направление и написать картину не с помощью кистей, красок или карандашей, а с помощью компьютерных технологий.

«Большой театр». 2024.  Фото: из архива Марины Чуб
«Большой театр». 2024.
Фото: из архива Марины Чуб

Что вы считаете своей суперсилой в живописи, главным инструментом в вашем художественном арсенале?

Мне кажется, в работах мне удается передать состояние внутренней творческой свободы, полета. Я люблю пространственную живопись, когда улетаешь в голубые небеса или уходящие вдаль пестрые цветущие поля. Это простор для моей души — эти бескрайние горизонты, которые ты можешь писать, как сам видишь и хочешь. Захочу — размахнусь, и поля иван-чая не будут иметь конца. Технически я сильна в острой композиции, это самое приятное, осознанное и по-своему неосознанное мое качество.

Как вам самой кажется, какая тема красной нитью проходит через все ваше искусство?

Сложно выбрать что-то одно, но в основе точно лежит мое желание показать мир во всех его проявлениях и таким, каким вижу его я. Через динамику света, через движение, ритм. Хочу показать то, что меня волнует и окружает в данный момент, передать вечное любование людьми, районом и городом, где я живу. Иногда ситуация меня вынуждает размышлять философски. Как следствие, получаются неожиданные даже для меня самой работы.

То есть можно сказать, что вами движет всеобъемлющая любовь к жизни?

Да, я вообще считаю, что человек должен стремиться к постоянному развитию, а для этого нужен позитивный вектор. Конечно, невозможно постоянно быть в приподнятом настроении духа, но нужно стараться мыслить в позитивном ключе. Тогда будет легче двигаться вперед.

«Симеоновскя церковь. Переславль-Залесский». 2025.  Фото: из архива Марины Чуб
«Симеоновскя церковь. Переславль-Залесский». 2025.
Фото: из архива Марины Чуб

Для творческого процесса важно вдохновение, а для успеха — дисциплина и трудолюбие. Как вы работаете: порывами или по графику, даже если муза давно не посещала?

Я просто иду к холсту и пишу, работаю, размышляю. Вдохновение ко мне приходит в процессе, а моя муза всегда со мной. Она может быть тихая, но я постоянно ее ощущаю. Вообще, я очень работоспособный человек. Мне, например, нужно мало времени для сна. Занятия искусством, равно как и участие в выставках, еще сильнее подпитывают меня энергией. С их помощью я раскрываюсь, наполняюсь силами, будто бы больше часов появляется в сутках. Художник, как музыкант, который должен каждый день разыгрывать гаммы, или как певец, который должен распеваться. Когда приходит вдохновение и появляется эмоциональный настрой, получаются особенные работы, изображенный на них порыв захватывает зрителя. В то же время картины, которые я тщательно продумываю и чуть ли не математически просчитываю, получаются более весомыми, со своей философией.

В той же Суриковке нас учили, что, когда пишешь какую-то крупную работу и уже заканчиваешь, нужно взять маленький картон и написать небольшой этюд. И это будут кардинально разные вещи. Как раз первая будет продуманной, а вторая — чистой эмоцией, порывом души.

А каких работ у вас больше — эмоциональных или продуманных?

Мне кажется, одинаково. На предстоящей выставке будут и те и те, и их очень легко распознать. Эмоциональные произведения вызывают быстрый отклик у зрителя, продуманные требуют подготовленности.

Вы уже член Московского союза художников и Творческого союза художников России, на вашем счету четыре персональные выставки. Чего еще вы бы хотели достичь как художник?

Предстоящая персональная выставка называется «Странствия». Сейчас я в эти странствия пускаюсь, чтобы найти новые творческие вершины, которые с превеликим удовольствием покорю. Мне хочется чаще выставляться: раз в полгода участвовать в небольших выставках на разные темы, а персональные выставки проводить, допустим, каждые два года. Еще в планах создать собственный художественный проект, где вместе с коллегами по арт-цеху будем работать над тематическими произведениями в разных жанрах и техниках, проводить что-то массовое. Я вообще люблю общаться с людьми, привлекать их к творчеству.

Марина Чуб в процессе создания работы «Соль земли».  Фото: из архива Марины Чуб
Марина Чуб в процессе создания работы «Соль земли».
Фото: из архива Марины Чуб

То есть вы хотите попробовать себя в роли куратора арт-проекта? Самой организовать его, подобрать художников?

Да, продумать тематику, написать концепцию, создать каталог. Там может быть и малая скульптура, и мозаика. Можно привлечь художников из разных сфер на конкурсной основе. И вообще было бы здорово проехаться с таким проектом по стране!

Как вы относитесь к ярмарочной деятельности? В России сейчас настоящий бум арт-ярмарок. Вы в них участвуете?

Отношусь положительно, потому что художнику важна востребованность, важно быть на виду у разной публики. Это отличная возможность для творца показать себя. Я «любопытная Варвара», мне все интересно, все хочется попробовать. Но сейчас в приоритете выставка в МДХ. Я считаю, нельзя хвататься за все сразу, иначе не выйдет ничего дельного. Чтобы принимать участие в ярмарках, мне нужно подготовиться, максимально вникнуть и оценить перспективы. Я родилась в Санкт-Петербурге, это мой родной город, куда меня всегда тянет душой, и то, что теперь там проходит одна из крупнейших российских ярмарок искусства 1703, — прекрасный повод окунуться в эту тему.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+