18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни

Даже если вы не пропускаете ни одного проекта в «ГЭС-2», этот вас гарантированно удивит — не обязательно экспонатами или кураторской мыслью (обо всем этом ниже), но как минимум архитектурой. С 3 апреля выставочное пространство на минус первом этаже впервые предстало перед посетителями таким, каким его увидел и спланировал Ренцо Пьяно, реконструируя старое здание электростанции, — полностью открытым. Архитекторы из sashakim.studio решили делать выставку «Не слитно, не раздельно» без перегородок. Это чистое поле, в котором экспонаты организованы вокруг лаконичных конструкций, их облик отсылает отчасти к очертаниям древних городищ, отчасти к временным базам археологической экспедиции.

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Сюжет выставки непосредственно связан с экспедицией — вполне конкретной, но совершенно необъятной — как по хронологии, так и по числу людей и институтов, в ней участвовавших. Начавшись в 1937 году на территории Узбекской, Казахской и Туркменской ССР под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР Сергея Толстова, Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция завершилась лишь с распадом СССР.

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Упомянутые экспонаты — документы экспедиции, многочисленные артефакты Древнего Хорезма из коллекций Музея Востока, Эрмитажа и Института этнологии и антропологии РАН и художественные произведения — работы экспедиционных художников, а еще наших современников, в том числе созданные специально для проекта. Название «Не слитно, не раздельно» не про орфографию, а про историю, рассматриваемую как тотальность и как набор разрозненных предметов, тем и обстоятельств. «Есть ракурсы, с которых сюжеты, исторические обстоятельства соединяются в целое. Точно так же и расколотый, утративший целостность сосуд можно помыслить как целое, лишь соединив в своем воображении отсутствующие фрагменты, заполнив лакуны», — поясняет один из кураторов выставки Ярослав Алешин.

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

По масштабу Хорезмскую экспедицию вполне можно сравнить с научно-фантастической миссией — полетом к далекой галактике гигантского корабля, на котором по ходу действия сменяется несколько поколений, а все члены экипажа не успевают перезнакомиться друг с другом. И если целями (с которыми экспедиция блестяще справилась) были раскопки и комплексное изучение разновременных памятников древнехорезмийской цивилизации, то миссия представляла собой, в широком смысле, как раз полет к будущему, большой модернистский проект, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни, наряду с урбанизацией, строительством дорог и грандиозных ирригационных сооружений. Они должны были превратить пустыни Центральной Азии в цветущий сельскохозяйственный рай, а привели к неожиданной экологической катастрофе — гибели Аральского моря.

Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».  Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Не слитно, не раздельно» в ДК «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Этот модернистский аспект кураторы вынесли в качестве главной темы выставки. «В экспозицию есть два входа, содержательных и буквальных, — рассказывает куратор Катерина Чучалина. — Один — в область археологии, второй — в ту часть, которая связана с водой. Не секрет, что Хорезмская экспедиция и проекты мелиорации находились в тесной взаимосвязи, нельзя говорить об одном, не упоминая другое». Специально к выставке художница Маяна Насыбуллова создала объект, напоминающий одновременно музейную витрину и волшебный фонарь, в котором история исчезновения Аральского моря превращается в аттракцион с игрой световых пятен, теней и барханами из соли. А художница Шуи Цао представила видеоработу, снятую в поездке к Аральскому морю. В ней она исследует экологическую катастрофу через неуютные, иррациональные аспекты водной стихии, мифологемы, которые могут быть связаны с отступлением воды.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Не слитно, не раздельно»
До 28 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+