18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей «Гараж» запустил новые направления издательской деятельности

В Музее современного искусства «Гараж» представили обширные планы издательской программы. Фото: Артур Шураев / Unsplash.com
В Музее современного искусства «Гараж» представили обширные планы издательской программы.
Фото: Артур Шураев / Unsplash.com

В 2025 году музей «Гараж» выпустит более 40 книг об искусстве, архитектуре, фотографии, кинематографии и танце, включая сценарии Сергея Эйзенштейна, «Сюрреализм в стране большевиков» и сборник по мотивам выставки «Мы храним наши белые сны»

В Музее современного искусства «Гараж» представили обширные планы издательской программы, включающие как продолжение популярных серий, так и запуск новых, а также проведение «Книжных недель» в российских регионах.

Несмотря на то что музей уже выпускал книги, посвященные архитектуре (например, «Бумажная архитектура. Антология» Юрия Аввакумова и «„Параллельная архитектура“ оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия» Андрея Бокова), сейчас это направление решили выделить в самостоятельную серию.

«Хронологически это будет авангард до советского модернизма. Мы планируем переиздать некоторые книги, которые выпускало ABCdesign Дмитрия Мордвинцева и которых сейчас уже не найти в продаже. Они будут актуализированы в связи с тем, что часть зданий, к сожалению, была снесена, а по другой открылись новые данные», — рассказала главный редактор издательского отдела «Гаража» Ольга Дубицкая.

Пока что речь идет о двух книгах: «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки» и «Архитектура авангарда. 1920–1930». Над обеими работали Николай Васильев и Елена Овсянникова, над первой книгой — в соавторстве с Татьяной Воронцовой.

«Еще у нас будет суперкнига про архитектуру Москвы с 1917 по 1941 год — „Москва на стройке“. В нее будет включено несколько тысяч зданий в форме каталога. В процессе работы было сделано огромное число открытий, уточнены имена архитекторов, найдены первые публикации об этих зданиях», — сообщила наша собеседница.

Параллельно «Гараж» продолжит серию, посвященную архитектуре советского модернизма, вокруг которого в последнее время, в связи с возможным сносом в Москве зданий цирка на проспекте Вернадского и СЭВа на Новом Арбате, актуализировалась общественная дискуссия. К уже имеющимся изданиям об архитектуре Москвы, Алма-Аты и Ленинграда добавятся книги о Ереване и Ташкенте.

Также продолжится «Директорская серия», в которой выйдут книга о первом директоре нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) Альфреде Барре, благодаря которому там появились произведения Малевича и Пикассо, и книга об Анетте Басс, директоре Куйбышевского (Самарского) художественного музея, написанная ее дочерью. Это не такой известный факт, но она возглавляла музей почти столько же, сколько легендарная Ирина Антонова — Пушкинский.

Еще одна ожидаемая книжная новинка связана с выставкой «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969», показанной в «Гараже» в 2020 году и отмеченной Премией The Art Newspaper Russia как выставка года. Сборник «Мы храним наши белые сны..», который редактируют кураторы проекта Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано в содружестве с Надеждой Плунгян, включит 14 статей, в том числе исследование об эзотерических практиках Андрея Белого.

Также в «Гараже» отметили, что по-прежнему продолжают заниматься переводными изданиями и зарубежные издательства идут навстречу предложениям из российского музея. Например, итало-швейцарский куратор, директор Центра современного искусства в Женеве Андреа Беллини предложил для России другое название своей книги — «Лишь бы не работать. Истории о современном искусстве» (прежнее показалось ему слишком скучным и формальным).

Акцент в этом году в музее делают на работу с российскими регионами. Не сказать, что это нечто совершенно новое, так как «Гараж» и раньше уделял немало внимания развитию искусства в разных городах и его представлению, проводя, например, Триеннале российского современного искусства. Сейчас это направление выделилось в новую серию издательской программы — «Открытые системы». Первой книгой в ней стала «Ничего не происходит. Путеводитель по альтернативному искусству Смоленска» Яны Двоенко.

Также музей продолжит запущенный в конце прошлого года проект «Книжные недели» с презентациями книг и лекциями, которые пройдут в книжных магазинах Владивостока, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калининграда, Новосибирска, Санкт-Петербурга и других городов.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+