18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Росписи в Старой Северной церкви Бостона близки к восстановлению

Восемь ангелов уже отреставрировали и покрыли защитным лаком. Фото: Old North Church & Historic Site
Восемь ангелов уже отреставрировали и покрыли защитным лаком.
Фото: Old North Church & Historic Site
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Больше столетия стены храма, возведенного в первой четверти XVIII века, оставались выкрашенными белой краской. Теперь здесь идет реставрация, и скоро херувимы, когда-то взиравшие на прихожан с высоты, предстанут во всей своей первозданной красе

Не так уж часто искусствоведам в США выпадает шанс раскрыть почти 300-летнее произведение в одном из наиболее тесно связанных с историей страны зданий. Но именно это предстоит сделать историкам искусства и реставраторам, приступающим ко второму этапу работ по восстановлению декоративной росписи в Старой Северной церкви Бостона. Она украшала храм во времена, когда тут бывал выдающийся деятель Войны за независимость Пол Ревир (1735–1818). Эти росписи, изображающие херувимов и фестоны на арках церкви, — лишь часть внутреннего убранства, работу над которым художник Джон Гиббс начал в 1727 году.

Интерьер церкви, выкрашенной изнутри в белый цвет в 1912 году, первоначально был замысловатым.  Фото: Old North Church & Historic Site
Интерьер церкви, выкрашенной изнутри в белый цвет в 1912 году, первоначально был замысловатым.
Фото: Old North Church & Historic Site

Именно на шпиль Старой Северной церкви вывесили знаменитые фонари, использованные для подачи сигнала о передвижении британских войск в ночь «скачки Пола Ревира» в 1775 году. «Хотя Ревир был одним из основателей гильдии звонарей этой церкви, он не узнал бы ее нынешний строгий интерьер», — говорит Никки Стюарт, исполнительный директор Old North Illuminated — некоммерческой организации, в ведении которой находится исторический объект (независимо, но в парт­нерстве с руководителями этого действующего молитвенного дома, церкви Христа в Бостоне). Стюарт объясняет, что интерьер церкви, выкрашенной изнутри в белый цвет в 1912 году, первоначально был замысловатым. «Если говорить о церкви как об историческом объекте, то мы очень рады возможности увидеть то, что видели люди прошлого, — рассказывает она. — А если смотреть на нее с точки зрения прихожан, то раскрытие росписей позволяет лучше понять религиозную историю церкви и ее идентичность, потому что их появление здесь не случайно: искусство было важно для общины, ценившей достижения человека».

Еще в преддверии 300-летия Старой Северной церкви, которое отмечалось в 2023 году, руководство храма начало исследовать возможности вновь раскрыть эту старинную работу. В 2016 году фирме Building Conservation Associates, специализирующейся на сохранении исторических памятников, заказали исследование красок, а в 2024 году реставратору Джанфранко Покобене поручили провести реставрационные работы. Первоначально планировалось раскрыть лишь четырех ангелов, а затем скопировать их на остальные арки. По счастью, появилась другая возможность.

Установив строительные леса высотой 9 м, команда Покобене сначала опробовала растворители на нескольких участках стены размером в квадратный дюйм, чтобы посмотреть, как краска будет вздуваться и размягчаться, а затем расширила рабочую зону и сняла несколько слоев мягкими шпателями. Покобене отмечает, что первый слой, нанесенный в 1912 году, оказался самым стойким. «Это сложная задача — понять, как снять все, что можно, но при этом не повредить оригинальную работу», — рассказывает он о ходе реставрации.

Специалисты, работающие в Старой Северной церкви в Бостоне, обнаружили, что у ангелов на сводах совершенно разные выражения лиц.  Фото: Old North Church & Historic Site
Специалисты, работающие в Старой Северной церкви в Бостоне, обнаружили, что у ангелов на сводах совершенно разные выражения лиц.
Фото: Old North Church & Historic Site

Неровности штукатурки на стенах и собственные объемные мазки Гиббса густыми масляными красками создали труднодоступные углубления, с которыми специалисты работали при помощи смоченных ватных тампонов. Реставраторы выявили ожидаемые повреждения у изображений ангелов с детскими личиками в пазухах сводов и гирлянд с фруктами на колоннах, и в то же время работа принесла ряд сюрпризов.

Фестоны, написанные на деревянных панелях, были сделаны по единому шаблону. Покобене считает, что они могли быть изготовлены за пределами церкви и установлены уже в готовом виде. А вот херувимы, ко всеобщему удивлению, оказались не трафаретами, а уникальными произведениями с разными выражениями лиц и характерами. Выполненные в приглушенных землистых тонах, призванных имитировать европейскую резьбу по камню, они неожиданным образом оказались написанными на ярком бирюзовом фоне. Специалисты приняли решение раскрыть и отреставрировать всех оставшихся херувимов в верхней части арок.

На сегодня восемь ангелов уже отреставрировали и покрыли защитным лаком. Места утрат закрасили обратимыми реставрационными красками. Ожидается, что остальных 16 ангелов раскроют в ближайшее время, к 250-летию «скачки Пола Ревира» 18 апреля 1775 года. Общая стоимость проекта оценивается в $465 тыс. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+