18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка про любовь никогда не бывает лишней

Екатерина Григорьева. «Парочка и весы». 1975. Фото: ММОМА
Екатерина Григорьева. «Парочка и весы». 1975.
Фото: ММОМА
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

В рамках экспозиционной программы «Коллекция. Точка обзора» Московский музей современного искусства подготовил выставку «Люби меня, как я тебя», в которой вечная тема обрастает новыми, порой неожиданными лейтмотивами

Программа была придумана кураторами Андреем Егоровым и Анной Арутюнян в 2017 году, чтобы знакомить зрителей с фондами музея в особом, камерном формате. Цикл представляет в основном произведения небольшого размера, тем самым подчеркивая «частные» темы, которые выбирают для программы.

В новую экспозицию в Образовательном центре ММОМА в Ермолаевском переулке вошли работы таких известных художников, как Андрей Бартенев, Екатерина Григорьева, Айдан Салахова, Вадим Сидур, Лев Табенкин, Анастасия Хорошилова, Владимир Янкилевский и другие. Большинство произведений носят очень личный, почти интимный характер.

Галина Эдельман. «Свидание». Из серии «Времена жизни». 2001.  Фото: ММОМА
Галина Эдельман. «Свидание». Из серии «Времена жизни». 2001.
Фото: ММОМА

Таков черно-белый рисунок Галины Эдельман, где нежно обнимаются мужчина и женщина, а над ними пролетает задумчивая фигура поэта-херувима. Работа называется «Свидание». А вот «Поцелуй» Наталии Турновой полон страсти, которая чувствуется не только в пылу объятий, но и в ярких цветах на холсте. Метафорическая вещь Екатерины Григорьевой «Парочка и весы» (1975) изображает влюбленных словно на черно-белой фотографии, запутавшейся среди летящих, воздушных, как чувства, штор. Жестче образ у Валерия Мишина и Тамары Буковской — это инсталляция, где два металлических стула в прямом смысле слова скованы одной цепью.

Валерий Мишин, Тамара Буковская «Скованные одной цепью». 1997. Фото: ММОМА
Валерий Мишин, Тамара Буковская «Скованные одной цепью». 1997.
Фото: ММОМА

Помимо произведений из фондов ММОМА, в экспозиции есть и работы, предоставленные художниками специально для проекта. Среди них — «Воскресное утро» мультимедиахудожника Романа Мокрова. Видео рассказывает романтическую историю пары, которая живет в палатке на крыше высотки. Несмотря на некоторую безысходность их положения, сюжет становится аллегорией волшебной сказки. Влюбленные смотрят на мир с высоты птичьего полета примерно таким же воодушевленным взглядом, какой был у героев «Титаника». Конечно, это фантазия-постановка, но говорящая: с милым рай и в шалаше. Через некоторое время, о чем свидетельствует смена сезонов, по крыше уже бегает счастливый малыш. «Я снимал своих друзей и их детей. Это было в 2017 году. Как раз после этой работы встретил свою любовь, женился, сейчас у нас двое детей, как и у моих друзей, героев видео», — рассказал Роман Мокров нашему изданию.

Наталия Турнова. «Поцелуй». Из серии «Любовь». 2002. Фото: ММОМА
Наталия Турнова. «Поцелуй». Из серии «Любовь». 2002.
Фото: ММОМА

Романтический камерный формат подчеркнут в дизайне экспозиции. Для этого используют мотивы и образы самиздатовских открыток 1950-х. Трогательные, но концептуальные сюжеты напомнят, что даже в самые сложные времена люди не перестают влюбляться и радоваться тихому личному счастью. А ведь это — человеческое отношение к ближнему — и делает нас людьми. 

Образовательный центр ММОМА
«Люби меня, как я тебя»
До 20 апреля

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+