18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Жилище сталинского времени в роли зеркала эпохи

И. Голосов. Жилой дом военно-инженерной академии яузкий бульвар. 1936.  Фото: Денис Есаков
И. Голосов. Жилой дом военно-инженерной академии яузкий бульвар. 1936.
Фото: Денис Есаков
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Архитектура, состоявшая на службе у государства, своими профессиональными средствами вынуждена была закреплять сложившееся социальное неравенство, и в книге Дмитрия Хмельницкого можно найти этому немало документальных свидетельств

Берлинское издательство DOM publi­shers — единственное на Западе, которое с завидным постоянством и несмотря ни на что выпускает роскошные книги об архитектуре и для архитекторов на русском языке. Среди важных публикаций прошлых лет — капитальное исследование архитектора Филиппа Мойзера (он же владелец и руководитель DOM publishers) «Жилищное строительство в СССР 1955–1985. Архитектура хрущевского и брежневского времени». Такой пристальный взгляд извне вызвал в русскоязычном профессиональном сообществе как восхищение, так и плохо скрываемую ревность.

Не прошло и двух лет, как Мойзер издал в том же формате и дизайне и почти в таком же объеме книгу Дмитрия Хмельницкого «Жилищное строительство в СССР 1925–1955. Архитектура сталинской эпохи». Вместе они теперь составляют двухтомник, в котором изложение истории советской архитектуры разительно отличается от официальных доктрин, растиражированных в свое время в теоретических трудах и вузовских учебниках. Разумеется, советская архитектура началась чуть раньше — еще в 1918 году, когда в стране бушевала Гражданская война, но в архитектурной мастерской Моссовета Алексей Щусев и Иван Жолтовский уже разработали генеральный план новой столицы, рассчитанный на 25–30 лет, а Иван Фомин приступил к проекту урегулирования Петрограда. И закончилась советская архитектура чуть позже: ее последними аккордами стали феномен «бумажной архитектуры» и стремительное распространение постмодернизма во второй половине 1980-х. Но не эти явления определяют ее основное содержание, а те 60 лет, которые связаны с эпохами Сталина, Хрущева и Брежнева.

Хмельницкий Д. Жилищное строительство в СССР 1925–1955. Архитектура сталинской эпохи. Берлин: DOM publishers, 2023. 256 с., ил.
Хмельницкий Д. Жилищное строительство в СССР 1925–1955. Архитектура сталинской эпохи. Берлин: DOM publishers, 2023. 256 с., ил.

В фокусе внимания Дмитрия Хмельницкого не столько яркое начало (короткий период авангарда и конструктивизма, хорошо изученный благодаря трудам Селима Хан-Магомедова), сколько четверть века «сталинского неоклассицизма». В этот период, согласно Хмельницкому, «архитектура перестала существовать как свободная профессия — все архитекторы страны оказались приписанными к тем или иным государственным ведомствам». Наиболее полно он раскрыл свой тезис в ранее изданных книгах «Архитектура Сталина. Психология и стиль» и «Зодчий Сталин», а жилищной политике в период первых пятилеток посвящена написанная им в соавторстве с Марком Мееровичем и Евгенией Конышевой монография «Кладбище соцгородов».

И вот перед нами его следующая работа, едва ли не всеобъемлющая по обозначенной теме. В первой части, озаглавленной «Миф о домах-коммунах», речь идет о том, какие формы принимало обсуждение жилищной проблемы в советской архитектурной прессе 1927–1931 годов. Здесь рассматривается деятельность таких важных участников борьбы вокруг будущего советского жилья, как Моисей Гинзбург, Николай Милютин, Михаил Охитович и Леонид Сабсович. Автор объясняет, почему речь Лазаря Кагановича на пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года стала вехой в истории советской архитектуры. Подробный анализ этого доклада выявляет все основные векторы ее будущей эволюции.

Борис Иофан. Жилой дом ЦИК и СНК Москва.  1927.  Фото: Денис Есаков
Борис Иофан. Жилой дом ЦИК и СНК Москва. 1927.
Фото: Денис Есаков

Вторая часть книги называется «Жилище времен индустриализации. Планы и реальность». Вопреки прогнозам Госплана в середине 1930-х огромную страну постигла жилищная катастрофа, но это не было просчетом или недальновидностью власти. На конкретных примерах Хмельницкий доказывает, что решение жилищной проблемы правительством не планировалось в принципе. В отличие от 1920-х годов, даже обсуждение этой темы было запрещено. Обеспечение жильем горожан поддерживалось на уровне, вдвое меньшем установленного ранее санитарного минимума. Противо­естественно быстро растущее население городов и рабочих поселков плановым образом расселялось в бараки и землянки, ставшие в это время самым массовым типом советского жилья.

Иначе говоря, сталинская архитектура была вызывающе антисоциальна. Она обслуживала бытовые нужды узкого привилегированного слоя населения и потребности правительственного аппарата, руководствуясь при этом едиными художественными установками цензурных ведомств. Общество было поделено на иерар­хические касты с автономными системами обслуживания и обеспечения бытовыми благами. Разумеется, такие системы функционировали втайне от масс и маскировались красивыми лозунгами, в которые эти массы в целом охотно верили.

Иван Жолтовский. Жилой дом на Моховой улице, Москва. 1932-1934.  Фото: Карина Димер
Иван Жолтовский. Жилой дом на Моховой улице, Москва. 1932-1934.
Фото: Карина Димер

В третьей части книги Хмельницкий рассматривает различные типы советского жилища на примере двух его крайних иерархических вариантов — бараков и квартир для так называемой элиты: партийно-чиновничьего аппарата, верхушки НКВД, военачальников и сервильной интеллигенции. Автор может показаться излишне резким в своих оценках, когда утверждает, что готовность режима инвестировать в повышение уровня жизни населения была нулевой. Но такие его выводы подкреплены в книге огромным фактическим материалом, документами, с которыми не поспоришь. Их можно только игнорировать, но тогда и выводы будут ложными. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+