18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шелковый путь привел из Нью-Йорка обратно в Коломну

Старинное произведение ручного ткачества вернулось на родину три года назад.  Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
Старинное произведение ручного ткачества вернулось на родину три года назад.
Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

В музее-лаборатории «Шелковая фабрика» в специальной витрине — чем-то среднем между часовней и саркофагом — демонстрируют драгоценную канаватную фату. Старинное произведение ручного ткачества вернулось на родину три года назад, но ждало своего часа

Этому женскому головному покрывалу из шелка с золотным узором в музее-лаборатории «Шелковая фабрика» (часть музейно-творческого кластера «Коломенский посад») выделен целый затемненный зал, в котором звучит музыка Альфреда Шнитке. Сама канаватная фата заключена в цилиндрическую витрину, создающую нужный микроклимат. Архитектура витрины такова, что зритель как бы остается один на один со старинной шелковой тканью, которую здесь иначе, как «текстильной драгоценностью», не называют.

Название «канаватная» связано с историческим местом производства шелковых тканей — городом Канават на территории Палестины (сейчас — Сирия). В России канаватки были частью традиционного костюма, их накидывали поверх кокошника. То, что в XVII веке было в обиходе знати, в XVIII–XIX веках, пока бытовал сарафан, носили купчихи и зажиточные крестьянки. А производство таких шелковых покрывал переместилось сначала в Астрахань, потом в подмосковную Коломну, которую стали называть «русским Лионом» за качество и художественное разнообразие шелковых тканей.

Экспонирование канаватной фаты в вертикальной витрине стало возможным благодаря приемлемой сохранности шелкового покрывала. Но некоторые реставрационные работы ему все-таки предстоят.  Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
Экспонирование канаватной фаты в вертикальной витрине стало возможным благодаря приемлемой сохранности шелкового покрывала. Но некоторые реставрационные работы ему все-таки предстоят.
Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»

В Коломне в середине XVIII — первой трети XIX века были десятки шелкоткацких фабрик, работавших с покупным шелком-сырцом. Здесь производили множество наименований тканей, в том числе платки и канаватные фаты, на которых специализировались купцы Лажечниковы и Левины. В канаватках, которые длиннее и шире головного платка, середина заткана четким геометрическим орнаментом из кругов или квадратов, а кайма украшена абровым узором — из изломанных полос, характерных для среднеазиатских тканей. Золотной орнамент на них сделан в технике выборного ткачества: нить была такой дорогой, что ее старались использовать очень экономно и только в пределах орнамента.

Производство было полностью ручным, на особых широких станках, так что ткань получалась действительно драгоценная. Когда в 1840-х годах ручное ткачество было вытеснено жаккардовыми машинами и канаватки делать перестали, они сразу перешли в разряд коллекционных раритетов. Интересный момент: как рассказала Екатерина Ойнас, куратор проекта, сотрудники «Коломенского посада» решили, что их музею просто необходима канаватная канва, увидев ее на выставке «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2019 году.

А вот в самой Коломне ни одной такой не было. Создание собственной коллекции и возрождение темы шелка стали одной из целей местного музейного сообщества. Наталья Никитина, руководитель музейно-творческого кластера «Коломенский посад», так подытожила пройденный этап: «Пять лет назад мы дерзко и амбициозно назвали себя „Шелковой фабрикой“ (по сути, это были голые стены, мы и наше большое желание вернуть в город шелковую тему). В наших планах — возродить технологию производства коломенского купечества, Бабаевых и Левиных. Невероятно сложно и настолько же восхитительно красиво».

Архитектура витрины такова, что зритель как бы остается один на один со старинной шелковой тканью, которую здесь иначе, как «текстильной драгоценностью», не называют. Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
Архитектура витрины такова, что зритель как бы остается один на один со старинной шелковой тканью, которую здесь иначе, как «текстильной драгоценностью», не называют.
Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»

В 2021 году на торгах Sarajo Antique Textiles в Нью-Йорке появилась коломенская канаватная фата (это уникальный тип текстиля, образцы есть не только в Эрмитаже и Русском музее, но и в Метрополитен-музее и Музее Виктории и Альберта, так что атрибуция была точной). Ее купить не успели, она ушла к коллекционеру русского происхождения из Италии. Но — чудо! — почти сразу же появилась вторая фата. Музей приобрел ее на собственные средства и ввез в Россию 3 февраля 2022 года. Еще целых три года фата ждала специальной витрины, поддерживающей нужный режим температуры, света и влажности. Ее спроектировала архитектор Ольга Фомина (бюро Office1234), реализация стала возможна благодаря поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и Фонда друзей Коломны.

Канаватная фата сейчас в приемлемом состоянии, однако реставрация ее все-таки ждет: на ткани видны загрязнения, штопка и потертости на сгибах. Другие экспонаты музея «Шелковая фабрика» (а их сейчас около двух десятков) уже отреставрированы. Это фиолетовый платок фабрики Ивана Левина 1820-х годов с изящным золотным орнаментом в два тона, обильно затканная золотными узорами половинка платка (семейная ценность была буквально разделена для двух наследниц) 1830–1840 годов фабрики Мартына Левина и платок с серебряным узором, шелковая основа которого потеряла цвет и сильно пострадала, из-за чего его полностью пришлось закрепить на тончайший газ. Сейчас эти платки экспонируются горизонтально на жесткой основе, а в дальнейшем будут размещены в витринах.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+