18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов

Выставка под названием «Свояси» проходит уже в третий раз. Она начиналась как самоорганизация художников, ищущих путь возвращения к своим корням, а теперь превратилась в большой проект, который, как рассказали на открытии, ждут в крупных городах страны. В этом году выставка посвящена понятию «дома как пространству бытия».

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

Вероятно, определять путь всего современного русского искусства как поиск корней поспешно, но это очень явный тренд. В любую лихую годину обращение к памяти предков (семьи, народа, всего человечества) придает сил и помогает найти смысл существования. Основатель и куратор проекта «Свояси» Наталья Юстицкая подчеркнула на открытии, что это «возвращение к истокам происходит вне исторических или географических рамок». Действительно, художники на выставке работают и с христианскими, и с языческими мотивами, с собственным детским опытом, конкретной художественной традицией или памятью безвестных поколений.

Выставка занимает один большой зал, разделенный выгородками на символические «сени», «горницу», «бабий кут», «сусеки» и так далее. В каждом уголке тихонько звучит своя музыка (написана специально для выставки Павлом Паньковским) и веет своим запахом, продуман свет. Здесь представлено 79 художников, дизайнеров и мастеров из разных городов России. И очевидно, что произведения их очень разного уровня. Какие-то, вынь их из контекста, выглядят совсем непритязательными. Какие-то были бы вполне уместны в большой галерее современного искусства. Каждый экспонат выбран, по словам Натальи Юстицкой, с «любовью и в духовном единстве с автором».

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

В разделе «Сени», которые в традиционном понимании еще не дом, а пространство перехода (лиминальности, как сказали бы теоретики современного искусства) и, соответственно, требуют особой охраны, выделяются «Черные доски» Анны Филипповой, на которых лики святых защитников только готовятся проступить под венцами окладов из керамики. Впечатляют монументальные «Замочные скважины» Ольги Морозовой из шамота — изваяния пустоты, напоминающие степных идолов. Керамика вообще благодатный материал — и по широте возможностей, и по исконной связи с народным бытом. Зависшие в пространстве огромные, оставляющие ощущение дикости «Хвощи» Екатерины Базловой и милые, домашние керамические самовар, пиала с вареньем и горка блинов Люси Люсич (раздел «Горница») показывают этот спектр.

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

На выставке много деревянной скульптуры, которую неизбежное сравнение с русской традиционной резьбой (например, наличников) ставит в трудные условия. Своим характером обладают улыбающиеся львы с процветшими хвостами Александра Ивасенко.

Текстиль еще один исконный материал. Инсталляция Полины Томилиной «Белая книга, черная книга», состоящая из двух текстильных книг с вышивкой, стежкой и аппликацией и полотнищ с цепляющими за живое вопросами «Что не дает тебе быть счастливым?» и «Что ты делаешь, когда рядом никого?», кажется одним из самых удачных объектов на выставке.

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

Женская сторона выставочной «избы» вообще полна сокровищами: тут реплики исторических головных уборов, расшитые бисером, ювелирные украшения в «русском стиле», нежные полевые цветы из стекла Анастасии Прибельской. Композиция «Начало» Екатерины Никоновой — это гнезда из луговых трав, одновременно похожие на венки, которые девушки пускали по воде, гадая на суженого.

Государственный исторический музей
«Свояси. Путь современного русского искусства»
До 11 августа

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+