18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов

Выставка под названием «Свояси» проходит уже в третий раз. Она начиналась как самоорганизация художников, ищущих путь возвращения к своим корням, а теперь превратилась в большой проект, который, как рассказали на открытии, ждут в крупных городах страны. В этом году выставка посвящена понятию «дома как пространству бытия».

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

Вероятно, определять путь всего современного русского искусства как поиск корней поспешно, но это очень явный тренд. В любую лихую годину обращение к памяти предков (семьи, народа, всего человечества) придает сил и помогает найти смысл существования. Основатель и куратор проекта «Свояси» Наталья Юстицкая подчеркнула на открытии, что это «возвращение к истокам происходит вне исторических или географических рамок». Действительно, художники на выставке работают и с христианскими, и с языческими мотивами, с собственным детским опытом, конкретной художественной традицией или памятью безвестных поколений.

Выставка занимает один большой зал, разделенный выгородками на символические «сени», «горницу», «бабий кут», «сусеки» и так далее. В каждом уголке тихонько звучит своя музыка (написана специально для выставки Павлом Паньковским) и веет своим запахом, продуман свет. Здесь представлено 79 художников, дизайнеров и мастеров из разных городов России. И очевидно, что произведения их очень разного уровня. Какие-то, вынь их из контекста, выглядят совсем непритязательными. Какие-то были бы вполне уместны в большой галерее современного искусства. Каждый экспонат выбран, по словам Натальи Юстицкой, с «любовью и в духовном единстве с автором».

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

В разделе «Сени», которые в традиционном понимании еще не дом, а пространство перехода (лиминальности, как сказали бы теоретики современного искусства) и, соответственно, требуют особой охраны, выделяются «Черные доски» Анны Филипповой, на которых лики святых защитников только готовятся проступить под венцами окладов из керамики. Впечатляют монументальные «Замочные скважины» Ольги Морозовой из шамота — изваяния пустоты, напоминающие степных идолов. Керамика вообще благодатный материал — и по широте возможностей, и по исконной связи с народным бытом. Зависшие в пространстве огромные, оставляющие ощущение дикости «Хвощи» Екатерины Базловой и милые, домашние керамические самовар, пиала с вареньем и горка блинов Люси Люсич (раздел «Горница») показывают этот спектр.

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

На выставке много деревянной скульптуры, которую неизбежное сравнение с русской традиционной резьбой (например, наличников) ставит в трудные условия. Своим характером обладают улыбающиеся львы с процветшими хвостами Александра Ивасенко.

Текстиль еще один исконный материал. Инсталляция Полины Томилиной «Белая книга, черная книга», состоящая из двух текстильных книг с вышивкой, стежкой и аппликацией и полотнищ с цепляющими за живое вопросами «Что не дает тебе быть счастливым?» и «Что ты делаешь, когда рядом никого?», кажется одним из самых удачных объектов на выставке.

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

Женская сторона выставочной «избы» вообще полна сокровищами: тут реплики исторических головных уборов, расшитые бисером, ювелирные украшения в «русском стиле», нежные полевые цветы из стекла Анастасии Прибельской. Композиция «Начало» Екатерины Никоновой — это гнезда из луговых трав, одновременно похожие на венки, которые девушки пускали по воде, гадая на суженого.

Государственный исторический музей
«Свояси. Путь современного русского искусства»
До 11 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+