18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Серпухове показывают текстиль в неразрывной связке с авангардом

Наталия Гончарова. «Письмо» («Беспредметная композиция»). 1913.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Наталия Гончарова. «Письмо» («Беспредметная композиция»). 1913.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Получив в свое распоряжение удобное выставочное пространство в недавно отреставрированном Каретном сарае, Серпуховский музей продолжает экспериментировать с различными подходами приглашенных кураторов

За последние полвека авангард постепенно был возведен на пьедестал наивысших достижений отечественного искусства. Одним из последствий этого процесса стал резкий рост интереса к текстилю. Теперь он осмысливается в контексте авангарда — благо столь много его представителей (и особенно представительниц) работало над созданием орнаментов для тканей. В последние годы эту тему затрагивали выставки «Москвичка» в Музее Москвы, «Подруги» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, отдельные монографические проекты о пресловутых «амазонках авангарда», а также основанный в Иванове в 2018 году фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». Выставка в Серпухове — почти одноименная, и это не случайно. Рефлексия по поводу связки текстиля с авангардом в этих двух городах возникает естественно: еще до революции они стали центрами производства тканей.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Серпуховский историко-художественный музей соприкасается с темой напрямую, поскольку располагается в особняке, принадлежавшем купчихе Анне Васильевне Мараевой, владелице местной ситценабивной фабрики; более того, после революции он был сформирован на основе ее художественной коллекции. При этом музей владеет блестящей подборкой авангардной живописи, которая попала сюда позднее, по распределению ИЗО Наркомпроса.

Текущая выставка сделана на основе собрания серпуховского музея (в партнерстве с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств) с использованием, как выражаются кураторы, «фабричной метафоры». Этот «промышленный» подход к живописной теме, очевидно, результат молодежного брейнсторма. Выставка подготовлена начинающими кураторами программы Avant-Garde Lab 6, совместного ­обучающего проекта Центра авангарда Еврейского музея и «Энциклопедии русского авангарда», под руководством Александра Кремера и Игоря Смекалова, а научным консультантом выступил Андрей Сарабьянов.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Получившееся в итоге очень симпатично и неску­чно, а также по смыслу продолжает аналитические проекты «Энциклопедии русского авангарда» и Еврейского музея. Мы видим работы Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Анны Лепорской, Ильи Машкова, Ольги Розановой, причем это картины первого уровня, которые из Серпухова и Екатеринбурга московские музеи обычно выпрашивают на свои выставки с поклонами.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Их сопровождают предметы народного искусства: прялки, деревянные скульптуры, лубки. Любопытно было увидеть большую вит­рину с «народными гравюрами», выпускавшимися в печатне Алексея Морозова. Их характерная черта — использование анилинового фиолетового красителя (в ту пору недавнего изобретения), который выглядит несколько шокирующе: мы не привыкли видеть народное искусство в таком откровенно химическом колорите. Тут бы повесить рядом соответствующие картины Гончаровой, потому что лубки Морозова становятся внезапной разгадкой, ответом на вопрос, откуда в ее «иконописных» работах часто встречается такой «нерусский» цвет. Но этого не происходит, а оформление архитектором стен в этой зоне красным окончательно убивает интригу.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Сюжет выставки дополнен произведениями позднейших советских художников. Тут есть Элий Белютин, Сергей Романович со своими «Золотым веком» и «Железным веком» 1960-х годов, графика Александра Ведерникова и так далее — повествование получилось увлекательное. Для знатоков. Возникает вопрос: не слишком ли оно сложно для обычного зрителя? Впрочем, эффектность представленных картин должна сглаживать этот недостаток.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира»
До 18 мая

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+