18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Любовь художника в отсутствие муз: футуризм на берегах Волги

Федор Богородский. «Автопортрет». 1918.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Федор Богородский. «Автопортрет». 1918.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Вышло научное издание легендарного футуристического сборника, опубликованного в Нижнем Новгороде в 1918 году. Читателю предлагается не просто репринт, а еще и россыпь современных комментариев, которые объясняют, уточняют и верифицируют

После революционных событий 1917 года каждый житель рухнувшей Российской империи столкнулся нос к носу с внезапно наступившим и неведомым будущим. Потому не приходится удивляться, что самым влиятельным и популярным направлением в искусстве стал футуризм. 1917–1918 годы — время не только «триумфального шествия Советской власти», но и триумфального шествия футуризма.

Не остался в стороне от этого процесса и Нижний Новгород, где футуристы Николай Беляев, Федор Богородский и Сергей Предтеченский (поэты и художники) заявили о себе как о группировке еще до революции, в 1916 году. Вскоре Богородского и Предтеченского призвали на фронт, и искусству будущего пришлось дожидаться новых времен.

Самым же ярким событием в истории нижегородского авангарда стал выход в конце июня 1918 года альманаха «Без муз», заявленного периодическим изданием (правда, первый выпуск остался единственным). Теперь перед современным читателем — научное издание этого альманаха, подготовленное Андреем Россомахиным. Он собрал коллектив авторов, среди которых нижегородские литературоведы и легендарный архивист русского авангарда Александр Парнис.

«Без муз»: Футуристы в нижегородском сборнике 1918 года (Репринтное воспроизведение. Исследования и комментарий) / Сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. Санкт-Петербург: НИУ «Нижегородский кампус ВШЭ»; изд-во «Да», 2024. 232 с., ил.
«Без муз»: Футуристы в нижегородском сборнике 1918 года (Репринтное воспроизведение. Исследования и комментарий) / Сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. Санкт-Петербург: НИУ «Нижегородский кампус ВШЭ»; изд-во «Да», 2024. 232 с., ил.

Что же представлял собой альманах с полемическим названием? Он не был литературно-художественным изданием в прямом значении, на его страницах нет иллюстраций, элементы художественного оформления присутствуют лишь в буквах на обложке (вероятно, работы Богородского). Большую часть альманаха составили поэтические тексты 16 литераторов — нижегородских, петроградских, московских. Среди них наиболее известны имена Константина Большакова, Рюрика Ивнева, Бориса Лавренева, Ивана Рукавишникова, Сергея Спасского, Сергея Третьякова, Велимира Хлебникова (его недолгому пребыванию в поволжском городе посвящены специальные материалы в сборнике), Вадима Шершеневича.

В альманахе напечатали и очень разных по стилю авангардистов, и тех, для кого участие в авангардных группах осталось лишь кратким эпизодом. В разделе прозы было представлено сочинение Неола Рубина. В критических текстах наиболее интересно едва ли не первое упоминание (в статье Шершеневича) об имажинизме, а также уничтожающая критика супрематизма, «щукинства и бубново-валетства» в статье Богородского. Завершал книгу эпистолярий — письмо Николая Асеева к Сергею Боброву с Дальнего Востока, в котором он громогласно объявлял о планируемом путешествии в «Северо-Американские Штаты» для организации там «Всемирной Ассоциации Искусств, Наук и Ремесел».

На страницах альманаха опубликованы и два программных документа: манифест «Без муз», подписанный Богородским, Предтеченским и Спасским, и другой манифест — «Мы, председатели Земного шара, приятели Рока, друзья Песни и пр.», под которым подписались, помимо трех упомянутых, еще несколько авторов.

Фотооткрытка: Г. Ряжский, Ю. Пименов, Ф. Богородский, А. Дейнека. 1920-е.  Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Фотооткрытка: Г. Ряжский, Ю. Пименов, Ф. Богородский, А. Дейнека. 1920-е.
Фото: Аукционный дом «Литфонд»

Пожалуй, внимательное чтение альманаха может привести к гипотезе, что это не столько футуристское, сколько прото­имажинистское выступление. И тогда неслучайным оказывается деятельное, хотя и не видимое на страницах сборника, участие художников. Русский имажинизм, как и англо-американский имажизм, был литературным течением, вызывавшим живейший интерес художников-современников, прежде всего подчеркнутой и даже нарочитой живописностью и скульптурностью образов, переносимых на бумагу посредством печатных знаков.

Возвращаясь к ис­тории авангарда в Нижнем Новгороде, нельзя не согласиться с мнением авторов научного издания, что расцвет авангарда здесь пришелся на 1918–1919 годы. Именно тогда состоялись постановки и чтения «Стеньки Разина» Василия Каменского. И тогда же прошла первая выставка картин новообразованного Профсоюза художников-живописцев г.Новгорода (5–19 января 1919 года). Газетные критики отметили творчество художников, работавших в «манере футуристов». Упоминались работы Евгения Львова, председателя профсоюза, все того же Богородского, ставшего секретарем профсоюза, и Каменского, однофамильца поэта и летчика. Этот Каменский умер в том же 1919-м, а Богородский и Львов предпочли футуризму социалистический реализм и организационную деятельность, уже в столице.

Авангард в Нижнем Новгороде оказался недолгой юношеской «Любовью художника», как называлось стихо­творение из альманаха «Без муз», сочиненное Николаем Беляевым: «И абрикосом губ раздавлен поцелуй». 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+