18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Михаил Пиотровский выступил на «Винзаводе»

Участники круглого стола  «Коллекционирование как явление современной культуры».  Фото: Мария Москвичева/TANR
Участники круглого стола «Коллекционирование как явление современной культуры».
Фото: Мария Москвичева/TANR

На круглом столе «Коллекционирование как явление современной культуры» планировали обсуждать задачи, вызовы и перспективы собирательства. В итоге участники больше делились опытом, а их главным слушателем стал директор Эрмитажа

На «Винзавод» Михаила Борисовича звали давно, и тут карты сошлись. Пиотровский приехал в Москву на заседание Комиссии по искусствоведению при совете РАН, а после посетил круглый стол «Коллекционирование как явление современной культуры» в центре современного искусства, организованный совместно с научным советом РАН «История мировой культуры».

«Для меня это исследование: что и как думают люди и что это за люди. Это вечная проблема моей главной науки, востоковедения: рыба и ихтиолог. Мы сами и рыбы, и ихтиологи», — сказал во вступительном слове Михаил Пиотровский, добавив витиеватое послесловие о том, что коллекционирование — дело опасное. В этой «вирше» сошлись мысли о полулегальной роли коллекционеров советского времени и о проблеме торговли краденым (гендиректор Государственного Эрмитажа привел в пример Мэттью Богданоса, главу отдела по борьбе с незаконным оборотом предметов старины Окружной прокуратуры Нью-Йорка, из вещдоков которого соберется целый музей и который являлся во многие американские музеи с обысками). Впрочем, за легкой провокацией, которая могла бы аккумулировать острые вопросы собирательства, не последовало острых ответов.

В следующие полтора часа участники круглого стола «Коллекционирование как явление современной культуры» суммировали свой собирательский опыт. У неискушенной публики эти доклады вызвали бы завидный интерес. Правда, таковой было немного: в зале присутствовали Катя Бочавар, Пьер Броше, Елизавета Лихачева, Марина Лошак и другие игроки арт-рынка и видные фигуры музейно-галерейного сообщества.

Первой о личном опыте рассказала хозяйка площадки и председатель правления Ассоциации галерей Софья Троценко. Ее вход в искусство случился через коллекционирование, но она быстро поняла, что не хочет оставаться в роли наблюдателя и ценителя, поэтому в 2007 году основала «Винзавод» — как место, способное объединить на одной территории активных участников арт-среды, в первую очередь галереи. «За прошедшие годы мы прошли большой путь к институции, которая поддерживает новые имена и всех, кто хочет связать свою деятельность с искусством», — резюмировала Троценко. Она также привела, пусть и несколько размытую, статистику: «Винзавод» начинался со зрелищного проекта «Верю» в 2007 году, который собрал всех активных художников, а их тогда было порядка 60, сейчас же таковых около 2–3 тыс.

Ирина Седых, председатель попечительского совета Благотворительного фонда «ОМК-Участие» и основательница фестиваля новой культуры в Выксе, поделилась другим опытом. Фестиваль в моногороде, что в Нижегородской области, был придуман в 2011 году как инструмент работы с молодежью, которая не видела будущего там. Большинство стремилось уехать из города, а перспектива работы на заводе не выглядела привлекательной, потому что после рабочего дня заняться особо нечем. Современное искусство изменило атмосферу — как на улицах и в парках, так и на самом предприятии. Если раньше в «лесопосадку» (так по привычке называют городской парк) было страшно зайти вечером, то теперь там велодорожки, фонари и светящаяся инсталляция Тимофея Ради в виде фразы «Все это не сон». Благодаря фестивалю начала складываться коллекция, появились резиденции для художников, изменилась среда обитания. Эрик Булатов во время пребывания в городе создал новую работу, другую купил фонд, теперь обе они — часть постоянной экспозиции местного музея. Людям — а у многих заводских рабочих несколько высших образований, потому что работа на сложных станках требует высокой компетенции, — есть где и как провести досуг. К тому же, на месте закрытого чугунолитейного завода готовятся открыть музейный комплекс и парк искусств, а на территории завода — установить скульптуру Игоря Шелковского, которую соберут там же по авторскому эскизу.

Наталия Опалева, основательница и гендиректор Музея AZ, поделилась ее историей, которая выросла из собирательства и показа наследия Анатолия Зверева в широкий спектр деятельности. Музей AZ открылся в 2015 году, и с тех пор у него появились еще одна площадка на Маросейке и две арт-премии — для художников и искусствоведов. Все началось со щедрого подарка Алики Костаки (она передала частному музею 600 работ Зверева), но вышло далеко за пределы продвижения одного нонконформиста.

Галерист и член правления Ассоциации галерей Сергей Попов, выступивший модератором встречи, о собственной деятельности повествовать не стал, зато обозначил несколько музейных проблем. Например, вопрос о том, что региональные музеи иной раз принимают в дар сомнительные вещи, потому что на покупку чего-то стоящего не выделяют средства.

За музейное сообщество отдувалась Марина Шульц, заведующая отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Она рассказала о том, что музей работает с коллекционерами (например, с музейной экспертизой материалов произведений современного искусства), что проблема музеев — это космические цены на работы художников, потому отрадно, когда какие-то вещи остаются после выставок в собрании. Так в постоянную коллекцию Эрмитажа попала работа Билла Виолы «Море безмолвия», и с начала 2000-х уже выросло поколение, для которых присутствие его творчества в музее — привычная данность. «Кому-то она нравится, кому-то нет, но все к ней привыкли», — сказала Шульц, мягко подводя разговор к тому искусству, которого музею не хватает. Так, Эрмитаж мечтал бы заполучить в свое собрание, например, Альберто Джакометти.

На исходе отведенного на встречу времени добрались до главного — вопросов взаимодействия музеев и коллекционеров. Их даже не обсуждали, а, скорее, обозначили — на полутонах. Коллекционеров волнует вопрос сохранения собраний и возможности их передачи в музей или показа на особых условиях. Дарить жемчужины собраний, чтобы они потом пылились в фондах, никому не хочется. Музей же тоже не лыком шит: дареному коню в зубы смотрит и обстоятельно подходит к вопросам дарения. Полина Аскери, основательница Askeri Gallery, задала вопрос из зала о законе «О меценатской деятельности», перспективах его корректировки и привела в пример зарубежную практику, где коллекционеры и меценаты получают налоговые льготы и общественные лавры за свою деятельность. Однако развития ни одна из тем не получила. Сошлись на том, что надо собраться вновь и поговорить еще. Михаил Пиотровский был внимательным слушателем, но после встречи быстро ретировался.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+