18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

«Другой русский» из объединения «Синий всадник» снова на коне

Алексей Явленский. Dorf Murnau – Landsbyen Murnau. 1908. Фото: Martin P. Bühler/Kunstmuseum Basel
Алексей Явленский. Dorf Murnau – Landsbyen Murnau. 1908.
Фото: Martin P. Bühler/Kunstmuseum Basel
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Алексей Явленский долгие годы был незаслуженно обделен вниманием широкой публики, но сегодня лучшие работы выдающегося представителя русской эмиграции можно увидеть на монографической выставке в датском музее «Луизиана»

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, два друга из России, увлекавшихся мистицизмом, глубоко повлияли на развитие немецкого экспрессионизма. Один из них, Василий Кандинский, известен всему миру как первопроходец абстракционизма; второму, Алексею Явленскому (1864–1941), только недавно начали уделять должное внимание. В 2017-м нью-йоркская Новая галерея провела первый крупный показ художника в США, а в конце января нынешнего года в Музее современного искусства «Луизиана», расположенном к северу от Копенгагена, открылась его первая персональная выставка в Скандинавии. Экспозиция «Алексей Явленский», в состав которой вошла 61 работа художника, охватывает период с 1908 года, когда он начал смело экспериментировать с палитрой, до середины 1930-х — поздних, сдержанных произведений, которые создавались через преодоление боли (автора мучил артрит).

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

Кандинский и Явленский входили в мюнхенский кружок художников, известный сегодня как «Синий всадник»; его членами также были подруга Кандинского Габриеле Мюнтер, Франц Марк и Август Макке. Художница Марианна Веревкина, спутница Явленского, устраивала салоны, где регулярно собиралась вся группа.

В Германии известен главным образом мюнхенский период творчества героя выставки в «Луизиане», который закончился с началом Первой мировой войны, когда российские подданные Явленский, Веревкина и ее горничная (которая родила художнику ребенка) бежали в Швейцарию. Куратор Матиас Уссинг Зеберг берет экспрессионистский период за отправную точку.

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

«По-настоящему интересным художником Явленский становится после отъезда из Германии», — считает куратор. В затворничестве под Женевой родилась серия работ, в которых художник постепенно преобразовывал вид из своего окна. К моменту создания картины «Вариация. Сумерки» (1916) деревья и дорога окончательно превратились в цветовые пятна.

Явленский вернулся в Германию в начале 1920-х годов и обосновался там вместе с матерью своего сына Еленой Незнакомовой. Пока Кандинский и еще один его друг, Пауль Клее, преподавали в Баухаусе в Дессау, Явленский создавал небольшие работы на бумаге, в которых одержимо изображал одно и то же лицо.

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

Цветовая гамма таких картин середины 1920-х годов, как «Абстрактная голова. Тайна» (1925), по-прежнему многообразна и экспрессивна. Десятилетие спустя, когда Явленскому зачастую приходилось держать кисть двумя руками, его палитра стала темнее и глубже. В работе «Большая медитация. Свечение» (1936) то же самое лицо превратилось в инфернальную маску. Как говорит Зеберг, в этот поздний период творчества художника «цвета напоминают светящийся уголь». Явленский вдохновлялся теософией, практиковал йогу и, по словам куратора, создавал работы «большой духовной интенсивности, скрывая цвет в черноте».

Ближе к концу жизни к художнику время от времени возвращались силы, и он писал мрачные, опустошающие натюрморты; некоторые из них также вошли в экспозицию. Но центральное место в его творчестве и духовной жизни занимает серия быстро созданных «лиц». На выставке показано 20 работ из этой серии. 

Музей современного искусства «Луизиана»
«Алексей Явленский»
До 1 июня

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+