18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Другой русский» из объединения «Синий всадник» снова на коне

Алексей Явленский. Dorf Murnau – Landsbyen Murnau. 1908. Фото: Martin P. Bühler/Kunstmuseum Basel
Алексей Явленский. Dorf Murnau – Landsbyen Murnau. 1908.
Фото: Martin P. Bühler/Kunstmuseum Basel
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Алексей Явленский долгие годы был незаслуженно обделен вниманием широкой публики, но сегодня лучшие работы выдающегося представителя русской эмиграции можно увидеть на монографической выставке в датском музее «Луизиана»

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, два друга из России, увлекавшихся мистицизмом, глубоко повлияли на развитие немецкого экспрессионизма. Один из них, Василий Кандинский, известен всему миру как первопроходец абстракционизма; второму, Алексею Явленскому (1864–1941), только недавно начали уделять должное внимание. В 2017-м нью-йоркская Новая галерея провела первый крупный показ художника в США, а в конце января нынешнего года в Музее современного искусства «Луизиана», расположенном к северу от Копенгагена, открылась его первая персональная выставка в Скандинавии. Экспозиция «Алексей Явленский», в состав которой вошла 61 работа художника, охватывает период с 1908 года, когда он начал смело экспериментировать с палитрой, до середины 1930-х — поздних, сдержанных произведений, которые создавались через преодоление боли (автора мучил артрит).

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

Кандинский и Явленский входили в мюнхенский кружок художников, известный сегодня как «Синий всадник»; его членами также были подруга Кандинского Габриеле Мюнтер, Франц Марк и Август Макке. Художница Марианна Веревкина, спутница Явленского, устраивала салоны, где регулярно собиралась вся группа.

В Германии известен главным образом мюнхенский период творчества героя выставки в «Луизиане», который закончился с началом Первой мировой войны, когда российские подданные Явленский, Веревкина и ее горничная (которая родила художнику ребенка) бежали в Швейцарию. Куратор Матиас Уссинг Зеберг берет экспрессионистский период за отправную точку.

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

«По-настоящему интересным художником Явленский становится после отъезда из Германии», — считает куратор. В затворничестве под Женевой родилась серия работ, в которых художник постепенно преобразовывал вид из своего окна. К моменту создания картины «Вариация. Сумерки» (1916) деревья и дорога окончательно превратились в цветовые пятна.

Явленский вернулся в Германию в начале 1920-х годов и обосновался там вместе с матерью своего сына Еленой Незнакомовой. Пока Кандинский и еще один его друг, Пауль Клее, преподавали в Баухаусе в Дессау, Явленский создавал небольшие работы на бумаге, в которых одержимо изображал одно и то же лицо.

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

Цветовая гамма таких картин середины 1920-х годов, как «Абстрактная голова. Тайна» (1925), по-прежнему многообразна и экспрессивна. Десятилетие спустя, когда Явленскому зачастую приходилось держать кисть двумя руками, его палитра стала темнее и глубже. В работе «Большая медитация. Свечение» (1936) то же самое лицо превратилось в инфернальную маску. Как говорит Зеберг, в этот поздний период творчества художника «цвета напоминают светящийся уголь». Явленский вдохновлялся теософией, практиковал йогу и, по словам куратора, создавал работы «большой духовной интенсивности, скрывая цвет в черноте».

Ближе к концу жизни к художнику время от времени возвращались силы, и он писал мрачные, опустошающие натюрморты; некоторые из них также вошли в экспозицию. Но центральное место в его творчестве и духовной жизни занимает серия быстро созданных «лиц». На выставке показано 20 работ из этой серии. 

Музей современного искусства «Луизиана»
«Алексей Явленский»
До 1 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+