18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Другой русский» из объединения «Синий всадник» снова на коне

Алексей Явленский. Dorf Murnau – Landsbyen Murnau. 1908. Фото: Martin P. Bühler/Kunstmuseum Basel
Алексей Явленский. Dorf Murnau – Landsbyen Murnau. 1908.
Фото: Martin P. Bühler/Kunstmuseum Basel
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Алексей Явленский долгие годы был незаслуженно обделен вниманием широкой публики, но сегодня лучшие работы выдающегося представителя русской эмиграции можно увидеть на монографической выставке в датском музее «Луизиана»

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, два друга из России, увлекавшихся мистицизмом, глубоко повлияли на развитие немецкого экспрессионизма. Один из них, Василий Кандинский, известен всему миру как первопроходец абстракционизма; второму, Алексею Явленскому (1864–1941), только недавно начали уделять должное внимание. В 2017-м нью-йоркская Новая галерея провела первый крупный показ художника в США, а в конце января нынешнего года в Музее современного искусства «Луизиана», расположенном к северу от Копенгагена, открылась его первая персональная выставка в Скандинавии. Экспозиция «Алексей Явленский», в состав которой вошла 61 работа художника, охватывает период с 1908 года, когда он начал смело экспериментировать с палитрой, до середины 1930-х — поздних, сдержанных произведений, которые создавались через преодоление боли (автора мучил артрит).

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

Кандинский и Явленский входили в мюнхенский кружок художников, известный сегодня как «Синий всадник»; его членами также были подруга Кандинского Габриеле Мюнтер, Франц Марк и Август Макке. Художница Марианна Веревкина, спутница Явленского, устраивала салоны, где регулярно собиралась вся группа.

В Германии известен главным образом мюнхенский период творчества героя выставки в «Луизиане», который закончился с началом Первой мировой войны, когда российские подданные Явленский, Веревкина и ее горничная (которая родила художнику ребенка) бежали в Швейцарию. Куратор Матиас Уссинг Зеберг берет экспрессионистский период за отправную точку.

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

«По-настоящему интересным художником Явленский становится после отъезда из Германии», — считает куратор. В затворничестве под Женевой родилась серия работ, в которых художник постепенно преобразовывал вид из своего окна. К моменту создания картины «Вариация. Сумерки» (1916) деревья и дорога окончательно превратились в цветовые пятна.

Явленский вернулся в Германию в начале 1920-х годов и обосновался там вместе с матерью своего сына Еленой Незнакомовой. Пока Кандинский и еще один его друг, Пауль Клее, преподавали в Баухаусе в Дессау, Явленский создавал небольшие работы на бумаге, в которых одержимо изображал одно и то же лицо.

Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».   Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art
Выставка «Алексей Явленский» в Музее современного искусства «Луизиана».
Фото: Camilla Stephan/Louisiana Museum of Modern Art

Цветовая гамма таких картин середины 1920-х годов, как «Абстрактная голова. Тайна» (1925), по-прежнему многообразна и экспрессивна. Десятилетие спустя, когда Явленскому зачастую приходилось держать кисть двумя руками, его палитра стала темнее и глубже. В работе «Большая медитация. Свечение» (1936) то же самое лицо превратилось в инфернальную маску. Как говорит Зеберг, в этот поздний период творчества художника «цвета напоминают светящийся уголь». Явленский вдохновлялся теософией, практиковал йогу и, по словам куратора, создавал работы «большой духовной интенсивности, скрывая цвет в черноте».

Ближе к концу жизни к художнику время от времени возвращались силы, и он писал мрачные, опустошающие натюрморты; некоторые из них также вошли в экспозицию. Но центральное место в его творчестве и духовной жизни занимает серия быстро созданных «лиц». На выставке показано 20 работ из этой серии. 

Музей современного искусства «Луизиана»
«Алексей Явленский»
До 1 июня

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+