18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Игры Пепперштейна в галерее Vladey Space

Павел Пепперштейн «Повезло этой рыбачке». 2021. Фото: VLADEY
Павел Пепперштейн «Повезло этой рыбачке». 2021.
Фото: VLADEY

На ретроспективной выставке Павла Пепперштейна «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)» представлено более 60 работ, охватывающих период с 1974 по 2024 год

«Телеграмма», самый ранний из представленных на выставке «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)» в галерее Vladey Space рисунков, был нарисован, по словам Павла Пепперштейна, в восемь лет. В этой работе, открывающей экспозицию, уже угадывается стиль зрелого художника. Тема неизменности — сквозная для выставки. Автор протестует против современной тенденции к постоянным переменам. Отсюда вытекает его игра со зрителем в пространстве выставки, где он намеренно отказывается от хронологического повествования. Поздние и ранние работы в ней чередуются, а Пепперштейн становится соавтором самого себя в юности. «…Я не просто выставляю свои юношеские рисунки, но иногда раскрашиваю их, слегка дорисовываю, а иногда превращаю в большие картины», — говорит художник.

На выставке крупноформатный двойник появился у рисунка «Рыбак» 1984 года. Новый «Рыбак» (2024) занимает центральное место в экспозиции: грузного мужчину с удочкой заслоняет абстрактный пейзаж, нижнюю половину полотна занимает описательный текст. Фигура рыбака стала визуальным воплощением темы выставки: мужчина с удочкой сидит в неподвижном ожидании, полный смирения и отрешенности, будто духовный подвижник. В жизни, конечно, было все немного иначе: мальчиком Пепперштейн крутился возле рыбаков, занимаясь спасательной миссией: ждал, когда мужики отвернутся, чтобы выпустить пойманных рыб на волю, за что однажды был чуть не побит.

Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023. Фото: VLADEY
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023.
Фото: VLADEY

В экспозиции широко представлены иллюстрации к произведениям Льюиса Кэрролла — одного из важных для художника авторов. Исследование Пепперштейном феномена детства во многом связано с личной историей: его мать, Ирина Пивоварова, была поэтессой и детской писательницей, а отец, Виктор Пивоваров, один из основоположников московского концептуализма, занимался детской книжной иллюстрацией. Это занятие в 1960-е годы было профессиональной деятельностью многих представителей московского андеграунда. Сериями «Алиса в Стране чудес» (1978—1981) и «Алиса в Зазеркалье» (2023) Пепперштейн продолжает традицию иллюстрирования. Рисунки он дополняет цитатами из собственных произведений, а также фрагментами работ Кандинского и Малевича. Игра слов, двусмысленные выражения, а также использование визуальных образов разных масштабов — все это роднит художника с Кэрроллом.

Выставка Павла Пепперштейна «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)». Фото: VLADEY
Выставка Павла Пепперштейна «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)».
Фото: VLADEY

Увлечение Францем Кафкой демонстрируют две ранние иллюстрации к «Процессу», а заигрывание с образами современной массовой культуры представлено работами «Игра престолов» (2017) и «Гэндальф над картой Средиземья» (2019).

В работах Пепперштейн часто обращается к реальным историческим фигурам и ситуациям. Среди многочисленных героев можно разглядеть Наполеона, Жаклин Кеннеди, Ли Харви Освальда. Особое место занимает в творчестве художника образ Ленина, к которому, по словам автора, у него сформировалась безотчетная любовь с похода в Мавзолей в раннем детстве. Мифологическая для советского сознания фигура стала для него предметом пародии и игры. В экспозиции можно увидеть рисунки «Выступающий Ленин» и «100%» (1987).

Vladey Space
«Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)»
До 7 марта

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+