18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сложный ландшафт панафриканского искусства

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств — три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм, гарвеизм и негритюд

Борец за права чернокожих, афробразильский художник, ученый и политик Абдиас ду Насименту с 15-летнего возраста наблюдал, как полицейские Сан-Паулу — в подавляющем большинстве белые — день за днем терроризировали его сверстников. С тех пор он всю жизнь стремился привлечь внимание к «неотложной потребности чернокожего населения Бразилии отвоевать обратно свою память». В декабре 1980 года Насименту изложил свои идеи в эссе под названием «Киломбизм. Афробразильская политическая альтернатива». Он призывал к сопротивлению многовековому дегуманизирующему догматическому евроцентризму, используя слова, которые нашли отклик у самых разных сообществ, активистов и целых народов во всем мире.

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм Насименту, гарвеизм и негритюд. В 12 залах Чикагского института искусств зрителей ждет захватывающее исследование того, что стоит за понятием «панафриканизм» и что оно значит для самих художников. Этот термин уже больше столетия используется в Африке, Южной Америке, США, на Карибах и в других регионах и охватывает самые разные направления — от черного интернационализма до афромодернизма и афрополитанизма. Как подчеркивает сокуратор выставки Антаван Бёрд, здесь мы имеем дело со «сложным ландшафтом». Это одновременно и идея, и эстетика.

В слове «проектируя» в названии выставки обыгрываются слова «проекция» (как фильм или как воображаемое будущее) и «проект» (как план в процессе реализации). Эта игра слов наводит на мысль о динамическом натяжении между идеализмом и активизмом. «В основе стремления панафриканизма к глобальному единству, сотрудничеству и справедливости лежит утопизм, — говорит Бёрд. — Однако, как нам известно, утопическое мышление может служить катализатором самых разных форм творчества и активизма. Выставка выстроена так, чтобы посетители постоянно перемещались между миром идей и реальностью».

Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.  Фото: The Art Institute of Chicago
Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.
Фото: The Art Institute of Chicago

В экспозиции представлены произведения американского модерниста Бофорда Делани и современной британской художницы Линетт Ядом-Боакье. Среди 350 экспонатов есть работы, созданные в эпицентре политической активистской деятельности (например, тюремные рисунки мозамбикской художницы Малангатаны Нгвенья), и другие, перекликающиеся с идеями таких теоретиков панафриканизма, как Насименту, Маркус Гарви, Франц Фанон. В их числе — «Юнион-Блэк» Криса Офили (2003), в котором цвета британского флага заменены на красный, зеленый и черный панафриканского триколора, и инсталляция Керри Джеймса Маршалла «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры») (2003) — карта Черного континента в форме увешанного подвесками барельефа из латекса и фанеры.

Выставка завершает год панафриканизма на улицах Чикаго, где в 1893 году состоялся конгресс по Африке. Город ветров не только сыграл важную роль в зарождении панафриканизма, но и активно поддерживает это движение по сей день.

Чикагский институт искусств
«Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+