18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гжель: цвет вдохновения — синий. Но не только

Скульптура «Чаепитие». 1978. Автор Л.П.Азарова. Производственное объединение «Гжель».  Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Скульптура «Чаепитие». 1978. Автор Л.П.Азарова. Производственное объединение «Гжель».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Гжельская керамика — хрестоматийный пример старинного народного промысла, который в ХХ веке был полностью утрачен, а затем возрожден с нуля, причем занимались возрождением не народные умельцы, а городские историки искусства и художники

В середине XVIII века крестьяне в подмосковной деревне Гжель и окрестностях производили посуду из местной красной глины, сверху ее покрывали белой глазурью и поверх нее расписывали четырьмя красками: желтой, зеленой, синей и коричневой. Фирменными изделиями гжельских мастеров майолики были квасники и кумганы — плоские кувшины с носиком, как у чайника. Их часто украшали декоративными фигурками.

Тарелка с цветочной росписью. 1830–1865. Завод братьев Гулиных.  Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Тарелка с цветочной росписью. 1830–1865. Завод братьев Гулиных.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В XIX веке гжельская керамика стала изящнее. Мастера освоили технологию производства посуды из фаянса и фарфора. Для упрощения от четырехцветной росписи отказались в пользу синей по белому фону, быстрыми мазками. Так родился стиль, который потом признают гжельской классикой. В середине XIX века Гжель становится брендом, в округе работает 120 больших и маленьких фарфоровых и фаянсовых заводов. Ассортимент и технологии постоянно обновляются, так что сине-белая продукция довольно скоро выходит из моды.

К ХХ веку Гжель проигрывает более крупным конкурентам, а уцелевшие заводы переключаются на выпуск аптечной посуды и электротехнического фарфора. В период нэпа в деревнях создаются артели кустарей — здесь вновь производят посуду и игрушки, но продукция не отличается оригинальностью.

Кружки в виде головы турка и турчанки. 1820–1830-е. Неизвестный частный завод.   Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Кружки в виде головы турка и турчанки. 1820–1830-е. Неизвестный частный завод.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

И лишь после войны искусствовед Александр Салтыков и художница Наталия Бессарабова возродили в Гжели промысел. Изучили музейные экспонаты и за основу взяли ту самую, простую и яркую синюю роспись, как в начале XIX века. Разработали азбуку мазков и обучили ей других художников. Так гжельский промысел пережил второе рождение.

У Всероссийского музея декоративного искусства богатая коллекция гжельской керамики — около 1,7 тыс. единиц хранения. И 700 из них представлены на выставке, прослеживающей все этапы увлекательной истории возрожденного промысла.

Всероссийский музей декоративного искусства
«Формула Гжели»
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+