18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Витраж Фернана Леже из Дома кино обещают сохранить

Витраж Фернана Леже — символ Дома кино. Фото: Борис Кавашкин/РИА Новости
Витраж Фернана Леже — символ Дома кино.
Фото: Борис Кавашкин/РИА Новости

Москва попрощалась с Центральным домом кинематографистов, который скоро пойдет под снос. На его месте к 2029 году планируют построить элитные апартаменты с кинозалами, оставив общий стиль легендарного здания

Центральный дом кинематографистов 31 января закрылся навсегда. Здание, построенное в 1968 году по проекту архитектора Евгения Стамо, одного из авторов Кремлевского дворца съездов, демонтируют.

В «последний путь» Дом кино провожали с тревогой. В фойе установили похоронные венки, на черных лентах были надписи «от бездомных кинематографистов» и «студентов московских киношкол». Большой зал на 1 тыс. зрителей был битком; кому не хватило мест, смотрели кино стоя. Показывали документальный фильм Алексея Ханютина «Вечно живой» о памятниках Ленину и игровой «Кукольный дом» Ольги Беляевой. Перед началом показа на экране появился кадр из «Вечно живого» с руинами здания и памятником Ленину на фоне устоявшего витража Фернана Леже — символа Дома кино.

Центральный Дом кинематографистов.  Фото: Центральный Дом кинематографистов
Центральный Дом кинематографистов.
Фото: Центральный Дом кинематографистов

История Центрального дома кинематографистов восходит к началу ХХ века. Сперва на Васильевской улице появился Алексеевский народный дом, построенный по проекту архитектора Владимира Сероцинского в 1909 году в честь рождения долгожданного наследника престола. Посетители могли бесплатно читать там книги и газеты, слушать музыку и лекции, смотреть спектакли. В 1930-х режиссер и сценарист Сергей Эйзенштейн предложил расширить культурный клуб. В результате к 1934-му над народным домом появилась надстройка со зрительным залом на 700 мест. Во время хрущевской оттепели возникла идея строительства нового здания Дома кино, которая воплотилась уже при Брежневе. Проект курировала министр культуры Екатерина Фурцева. Ее подруга Надя Леже (Ходасевич) передала ей один из рисунков покойного мужа, который французский мастер сделал за четыре года до смерти, в 1951 году. Изображение с девушками в фирменном стиле знаменитого художника и скульптора и летящими над ними голубками реализовали в цветном стекле. Дом кино открылся в 1968 году и стал чуть ли не самой популярной киноплощадкой Москвы. Здесь проходили громкие премьеры и прощались с великими артистами, в том числе с Алексеем Баталовым, Татьяной Самойловой, Вячеславом Тихоновым и Семеном Фарадой.

Идея реконструкции ветшающего здания возникла в середине 2000-х. Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков продвигал ее почти два десятилетия. Несколько лет назад согласовали проект, согласно которому Алексеевский народный дом будет отреставрирован, а на месте Дома кино появится новое здание — по мотивам старого, к нему будут примыкать апартаменты и офисы. Ценные исторические элементы обещают восстановить.

Витраж Фернана Леже в Доме кино. Фото: Центральный Дом кинематографистов
Витраж Фернана Леже в Доме кино.
Фото: Центральный Дом кинематографистов

«Витраж Фернана Леже обязательно будет сохранен, — сказал нашему изданию заместитель председателя Союза кинематографистов России Валерий Тонких. — Его, как и остальные ценные элементы, реставраторы демонтируют в ближайшие два месяца и поместят в специальное помещение. Потом он будет восстановлен, архитекторы предусмотрели для него место в фойе Большого зала. Витраж в хорошем состоянии, о его реставрации пока речи нет, но точно будет понятно, когда специалисты приступят к работам. Кроме него сохранят и установят в новом здании памятник фронтовикам-кинематографистам — мраморные плиты черного цвета со списком героев Великой Отечественной войны — и, конечно, эмблему на фасаде. Здание должно быть готово к февралю 2029 года, еще несколько месяцев уйдет на оснащение и оборудование. У нас будет три или четыре кинозала (мы сейчас просим еще один для кинематографистов). Плюс выставочный зал в фойе — пространство Гильдии художников кино и телевидения союза, где будут показывать выставки авторов, которые участвуют в производстве фильмов. Исторический Алексеевский народный дом будет отреставрирован и приведен к первоначальному виду 1909 года. Там будет Белый зал — комфортный кинозал-трансформер с возможностью проведения других мероприятий. На первом этаже разместится ресторан „Дом кино“».

Проект реставрации объекта культурного наследия «Народный дом „Алексеевский“» подготовила Архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ» под руководством Бориса Савина. Проект нового Дома кино разработало архитектурное бюро Николая и Сергея Переслегиных Kleinewelt Аrchitekten. «Для компенсации затрат инвестора в проект включено строительство жилого дома», — сообщается на сайте Союза кинематографистов России.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+