18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Александр Седов сохранил пост директора Музея Востока

Директор Музея Востока Александр Седов.  Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Директор Музея Востока Александр Седов.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Министерство культуры РФ продлило контракт с директором Музея Востока. Сегодня его главная задача — создание филиала, музея культуры стран Африки, в бывшем здании ГЦСИ на Зоологической

Директор Музея Востока Александр Седов, чей контракт истекал в январе этого года, сохранил свой пост. Министерство культуры РФ продлило договор еще на год.

Александр Седов, которому в этом году исполнится 75 лет, возглавляет музей с 2006 года. Его переназначение прервало череду музейного «директоропада», случившегося в январе. Однако в течение нового срока Седову придется заниматься глобальными вопросами, накопившимися в Музее Востока за последние годы.

Африканские горизонты

Основной задачей Музея Востока остается одно из заданий, прозвучавших в поручениях президента РФ от 30 марта 2020 года «Приоритетные шаги на африканском направлении».

В Музее Востока хранится самая большая в России коллекция африканских артефактов,  Фото: Министерство культуры Российской Федерации
В Музее Востока хранится самая большая в России коллекция африканских артефактов,
Фото: Министерство культуры Российской Федерации

В 2019 году, после первого саммита Форума партнерства Россия — Африка, министерства культуры и иностранных дел получили задание проработать вопрос о создании на базе Музея Востока музея культуры стран Африки. Это вполне логично, потому что в его фондах хранится самая большая в России коллекция африканских артефактов — 4 тыс. Значительную их часть составили дипломатические дары второй половины XX века, подарки частных коллекционеров, а также то, что было оставлено в 1960–1970-х годах после выставок африканского искусства в СССР, и предметы, приобретенные за последние десятилетия в этнографических экспедициях. В отличие от западных музеев, у нас нет предметов, связанных с колониальным прошлым, подчеркивают в Музее Востока.

Накануне второго саммита 2023 года для будущего филиала была найдена площадка — бывшее здание Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Зоологической улице, которое стоит пустым с 2016 года — со времени передачи структуры в ведение РОСИЗО (сейчас она входит в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина). Из-за простоя здание обветшало, требуется его реконструкция. Концепцию филиала представили на том же саммите.

Концепцию филиала представили на саммите 2023 года.  Фото: Министерство культуры Российской Федерации
Концепцию филиала представили на саммите 2023 года.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации

Тогда же Александр Седов рассказывал нашему изданию, что проект приспособления здания под музей Африки почти готов и есть примерная смета, хотя финансирование еще не выделено. Датой открытия филиала называли конец 2025 года. Однако с той поры свежих новостей, например о выделении бюджетных средств, не появлялось, в то время как дружба Российской Федерации с государствами Африки становится все крепче, а культурных проектов для показа на тематических саммитах не хватает (передвижная выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки», которую подготовили к саммиту и впервые показали в петербургском Манеже, а потом в Арсенале в Нижнем Новгороде, стала самым ярким событием за все время). Музей Востока до настоящего момента проводил небольшие выставки на различные африканские темы.

О том, что вопрос сохраняет актуальность, свидетельствует встреча министра культуры РФ Ольги Любимовой с министром культуры, искусства и спорта Танзании Дамасом Даниэлем Ндумбаро — о ней в декабре 2024 года сообщила газета «Культура». Во время встречи Любимова снова упомянула об этом проекте. «Музей станет платформой для межмузейного диалога между Россией и африканскими странами, в том числе Танзанией», — подчеркнула она.

Музей Востока до настоящего момента проводил небольшие выставки на различные африканские темы. Фото: Министерство культуры Российской Федерации
Музей Востока до настоящего момента проводил небольшие выставки на различные африканские темы.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации

Также в декабре состоялся телемост между Россией и Африкой, посвященный становлению и развитию музея культуры стран Африки в Москве. Телемост был организован Российско-Африканским клубом МГУ при поддержке секретариата Форума партнерства Россия — Африка МИД РФ.

В будущем музее, если верить презентациям, предусмотрено несколько тематических залов: «Культуры тропической Африки» — о загадках масок, ритуалах и ремеслах народов, проживающих к югу от Сахары; «Искусство Восточной и Северной Африки» — о традициях народов, живущих в Судане, Эфиопии и Магрибе; «История дипломатических связей России и Африки». Также планируются большие общественные пространства, удобные для публичных событий. «Этот музей станет главной площадкой для проведения мероприятий, направленных на развитие российско-африканского диалога, совместных выставочных и культурно-просветительских проектов, знакомящих широкую аудиторию с богатейшим культурным наследием народов Африки», — говорила в 2023 году на саммите в Петербурге Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры.

В будущем музее предусмотрено нескольких тематических залов.  Фото: Министерство культуры Российской Федерации
В будущем музее предусмотрено нескольких тематических залов.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации

Тибетские панорамы

Еще одна непростая тема — наследие Николая и Святослава Рерихов. В 2018 году Музею Востока была передана бывшая усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке (рядом с Пушкинским музеем), где до того располагался негосударственный Международный центр Рерихов (МЦР). Также в фонды музея были переданы картины Рерихов из собрания МЦР. Часть из них влилась в музейную коллекцию, другая остается закрытой и находится в музее на временном хранении в связи с судебным делом против Бориса Булочника, основного жертвователя МЦР. В усадьбе открылся новоучрежденный филиал Музея Востока, получивший имя «Музей Рерихов»; его первым директором стал Тигран Мкртычев.

Однако в качестве Музея Рерихов усадьба Лопухиных проработала недолго. Из-за предаварийного состояния вскоре она была освобождена от экспонатов. Экспозиция наследия Рерихов переехала на ВДНХ, в павильон № 13, в то время как здание в 2019 году отошло ГМИИ им. А.С.Пушкина (физически оно входит в контуры будущего музейного городка Пушкинского музея). Однако в ведении ГМИИ оставалось всего лишь до 2022 года, когда Музей Востока получил его обратно из-за лоббирования поклонников деятельности Рериха. С 2023 года пустая усадьба, где в 2022-м успел случиться пожар, реконструируется, после чего картины Рериха должны вернуться в Малый Знаменский. Ориентировочной датой окончания реставрации два года назад назывался конец 2025 года.

Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Наконец, константной проблемой остаются ограничения, которые накладывает на выставочную деятельность Музея Востока его основное здание. Ампирный особняк Луниных на Никитском бульваре отличается небольшим размером и запутанной планировкой. Из-за этого выставочные пространства весьма ограниченны и устройство крупных выставок в них невозможно, несмотря на прекрасные музейные фонды. Нет постоянного места и для реставрационных мастерских — сейчас музей арендует под эти нужды еще один павильон ВДНХ.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+