18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ник Ильин: «Когда ты спонсор, тебя обожают все директора музеев»

Ник Ильин в номере гостиницы «Балчуг Кемпински» с номером газеты The Art Newspaper Russia. 2012.  Фото: Татьяна Либерман
Ник Ильин в номере гостиницы «Балчуг Кемпински» с номером газеты The Art Newspaper Russia. 2012.
Фото: Татьяна Либерман
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Недавно отметил 80-летие Ник Ильин, специалист по международным культурным связям, куратор, издатель. Мы поговорили с ним о витиеватом пути выходца из небогатой эмигрантской семьи в самые высшие круги арт-мира, громких проектах и забавных эпизодах

У вас недавно был юбилей, 80 лет — солидный возраст. Давайте пройдемся по основным вехам вашей карьеры. Вы родились в Париже, изучали математику в Сорбонне, но потом переквалифицировались в специалиста по культурным связям. Что не так было с математикой?

С математикой было все так, но через два года учебы я женился, позже родилась Диана, и надо было начинать серьезную жизнь. Я бросил математику, приехал в Германию и стал там работать в турагентстве, а потом в авиакомпании Lufthansa.

Я жил в старой квартире, куда переехала моя мать еще в 1927 году. Дом был бедный. Мой отец, Владимир Ильин (известный философ и теософ. — TANR), мало денег зарабатывал, он преподавал философию, богословие, но мать получала много, поскольку она занималась недвижимостью. Когда мне было десять лет, меня отправили в школу в Англию. Кстати, там я встретился с моей будущей женой. Она немка, родилась под Франкфуртом, и, повзрослев, мы решили переехать в Германию. Я учил языки в интернате и уже гово­рил по-немецки в турагентстве, куда я устроился. Кстати, именно от него была моя первая поездка в Советский Союз, в ­Москву, на мировой конгресс по психологии. Я сопровождал группу немецких специалистов с женами. Все они размещались в шикарных гостиницах: «Метрополь», «Националь» и так далее. А меня заселили в общежитие МГУ. Это было здорово.

Там наверняка веселее, чем в каком-нибудь «Национале».

Намного веселее. Мы гуляли по ночам, пили водку, слушали джаз на привезенных мной пластинках. Приходили дружинники, нас ругали. Но выходил я, давал им две пачки американских Marlboro — и они нам: «Приятного вечера!» И дальше шли. Целые истории, в общем, начались в МГУ.

А в 1968 году я пришел в Lufthansa, в отдел Восточной Европы. Спустя пару лет у меня был выбор: стать представителем компании в маленьком городке во Франции или пойти в пиар, что мне было интереснее. Мы занимались всей Европой, а я помогал правлению компании устанавливать связи с Советским Союзом.

Работая в Lufthansa, вы сделали множество выставок русского искусства. Какой проект был самым интересным?

Самый интересный, по-моему, «Великая утопия». Году в 1987-м или 1986-м — я уже не помню точно — я пригласил к себе домой директора Музея Гуггенхайма Томаса Кренса и директора франкфуртского Ширн Кунстхалле Кристофа Витали. Жена приготовила борщ, а я им объяснял, что все это болтовня — про перестройку, которая якобы начинается сейчас. Я показал каталоги русского авангарда, с которым они не были особенно знакомы, и пригласил в Москву, чтобы поговорить с Министерством культуры насчет такой выставки.

Мы прилетели в 1988 году, летом, в тот день, когда дом Sotheby’s провел свой первый и последний аукцион в Москве. Это было шикарно: собрались какие-то принцессы, миллионеры… Это было весело. Потом вели переговоры по выставке. Нам помогал искусствовед Павел Владьевич Хорошилов, и мы вместе составили команду экспертов из Германии, Америки и России. Их было очень много, 12 человек. Это была моя школа по искусству, я по-настоящему много чему научился.

В конце концов выставка открылась в 1992-м во Франкфурте, потом в Амстер­даме и, наконец, в Нью-Йорке, в Музее Гуггенхайма.

Подготовка к выставке «Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915–1932». 1989.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»/Архив Маргариты Мастерковой‑Тупицыной и Виктора Агамова‑Тупицына
Подготовка к выставке «Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915–1932». 1989.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»/Архив Маргариты Мастерковой‑Тупицыной и Виктора Агамова‑Тупицына

Вы говорили, что после смены директора Lufthansa приоритеты пиара компании развернулись от искусства к гольфу и вы пришли и сказали что-то типа «оставьте мне зарплату, а я от вас ухожу».

Я им объяснил, что могу сэкономить кучу денег: не надо мне ни служебной машины, ни отдельного офиса, ни сотрудников. Мол, вы меня отпускаете, но продолжаете платить зарплату и оставляете меня в штате компании, а я пойду или в Музей Гуггенхайма, или в ЮНЕСКО, или во Всемирный фонд дикой природы. В итоге они решили с удовольствием от меня избавиться.

И вы до сих пор зарплату получаете?

К сожалению, нет. Но платили десять лет, а в Музее Гуггенхайма я работал бесплатно. Это была очень интересная фаза моей жизни. Потом музей меня взял в штат, я стал его представителем в Европе и на Ближнем Востоке. В те времена у меня было много свободы, более-менее карт-бланш. Я мог и свои личные проекты делать. Например, три раза устраивал выставки современного русского искусства в Майами, во время ярмарки Art Basel. Первая прошла очень успешно. Даже директор Центра Помпиду писал, что это самое интересное, что он видел во время ярмарки. А последней были «Русские сны» под кураторством Ольги Свибловой.

После открытий были, естественно, русские тусовки: цыгане, песни, много водки. Один раз это было на крыше какой-то большой гостиницы в Майами-Бич. Спонсор тогда был Леонид Фридлянд, его компания, и они требовали, чтобы был снег, хотя жара 30 градусов. Мы с большим трудом нашли машину искусственного снега аж в Атланте. Он сыпался на этой крыше, а в бассейне какие-то красавицы танцевали. В общем, очень весело было.

Кстати, вспомнил смешную историю с Ольгой Свибловой. Мы гуляли по Майами, а мне надо было купить фотоаппарат. Кто-то нам подсказал, где магазин, но мы ошиблись дверью и оказались в секс-шопе. А там, вы же понимаете, какие там инструменты продаются: большие длинные плетки, черт знает что… Оля купила ярко-красный парик и носила его несколько дней. Таких анекдотов много.

Проект Алексея Костромы «Оперенная агрессия». Выставка «Русские сны». Ярмарка Art Basel. 2008.  Фото: www.alexeikostroma.de
Проект Алексея Костромы «Оперенная агрессия». Выставка «Русские сны». Ярмарка Art Basel. 2008.
Фото: www.alexeikostroma.de

Именно такие мелочи — самое интересное. Получается, что вы первую половину своей карьеры деньги раздавали, а дальше стали, наоборот, собирать. Что приятнее и интереснее: давать или брать?

Ну естественно, легче и приятнее раздавать. Когда ты спонсор, тебя обожают все директора музеев — приглашают, развлекают. Я помню даже, как-то ночью я ужинал дома у директора Гуггенхайма Тома Кренса, и он вдруг захотел показать мне музей. Позвонил охране, дал распоряжение включить свет, и мы пошли.

Собирать деньги намного сложнее, но, поскольку у меня был опыт их раздачи, он очень помог. Психологически надо готовиться, изучать фирму. Например, читать ее устав. В уставах часто есть всякие красивые фразы о том, что они социально ответственные, поддерживают культуру и так далее. И надо эти фразы брать и объяснять, как мы помогаем вот это и делать.

Вы владеете удивительным искусством дипломатии, ведь убедить человека дать деньги довольно сложно. Может быть, вы вспомните интересный случай?

Много случаев было. Например, выставку «Новый Свет. 300 лет американского искусства» показывали в Китае, и она должна была возвращаться в Нью-Йорк. Томас Кренс мне говорит: «Слушай, Москва как раз между Китаем и Нью-Йорком. Придумай там выставку». Я пошел договариваться с директором Пушкинского музея Ириной Антоновой, и она согласилась.

Потом я искал спонсора и вспомнил, что есть Александр Лебедев, банкир. Он за много лет до этого дал нам $20 тыс. на издание книги «Проданные сокровища России. История распродажи национальных художественных сокровищ». Также я хорошо знал посла США Уильяма Бёрнса и попросил его устроить завтрак для нас с Лебедевым в своей резиденции. И Билл, блестящий оратор, объяснял Лебедеву, как важны культурные связи с Россией, что они существовали даже во времена холодной войны и что сейчас надо тем более этим заниматься. А потом я столько же наговорил, и человек, уставший, это слушал. «Хорошо, хорошо, я вам дам 2 млн». На этом и договорились.

Выставка «Амазонки авангарда» в Музее Гуггенхайма. 2000.  Фото: The Guggenheim Museums and Foundation
Выставка «Амазонки авангарда» в Музее Гуггенхайма. 2000.
Фото: The Guggenheim Museums and Foundation

В 2016 году вы стояли у истоков проекта по передаче Центру Помпиду коллекции российского неофициального искусства, но почему-то не захотели сами его вести.

Да, ко мне обратился Фонд Потанина: «Ник, ты нам найди классное музейное пространство в Париже». Я обошел все музеи, говорил с директорами, но никто не захотел. Потом я встретил президента Центра Помпиду и сказал: «У вас есть русский авангард, Кандинский, Шагал, потому что они все умерли во Франции. Но у вас мало послевоенного искусства, а Фонд Потанина предлагает очень представительный подарок на 40-летний юбилей вашего музея, примерно 200−300 работ послевоенных художников». И получил согласие. Торжественно вернулся в Россию, все это объявил, но сразу сказал, что не буду лично этим заниматься и вымогать холсты у коллекционеров или у художников, но что я знаю человека, который очень хорошо это умеет делать, — это Ольга Львовна Свиблова. И она вместе с куратором из Помпиду собрала большинство этих работ.

Состоялось все это в 2017 году. Большой трам-тарарам в Париже был. До открытия, кстати, был случай, который я не могу забыть. Ольга Львовна очень мало спит по ночам и имеет привычку всем звонить, и мне тоже. В те дни моя жена отсутствовала, была у дочки в Мюнхене. И в три утра — звонок: «Ник, Ник, ты должен нас спасти! У нас на выставке есть Булатов, но нет Кабакова». Я говорю, что у Центра Помпиду есть прекрасная инсталляция Кабакова — зачем меня будить в три утра. «Нет, надо, чтобы обязательно было частью дара!» Ну, я отдал им работу Кабакова, которую он мне лично подарил. Я хотел ее когда-то продать. Sotheby’s предложил начальную цену £500 тыс. Но жена сказала: «Ни за что! Ты что, с ума сошел? Это достояние нашей семьи, детей, внуков». Был гигантский скандал дома, сын целый месяц со мной вообще не разговаривал. Ну, потом все успокоились более-менее.

То есть Ольга Львовна вас убедила отдать £500 тыс.?

Просто в три часа утра я хотел спать, поэтому я согласился. Вдобавок я им, кстати, подарил скульптуру Юрия Аввакумова. Они были благодарны.

Многие ваши задумки так и остались на бумаге. Например, открытие центров современного искусства в Бразилии, Мексике, Москве. Почему так произошло?

Это очень просто: деньги. Надо, чтобы государство, или город, или кто-то еще все это очень хотел и, помимо строительства, оплатил функционирование музея. Это дорого стоит — содержать музей. Зато сейчас наконец строится Музей Гуггенхайма в Абу-Даби.

А в Москве была другая история. Андрей Молчанов, владелец большой девелоперской фирмы, купил участок ЗИЛа и хотел открыть музей. Поскольку он из Петербурга, то договорился с Михаилом Пиотровским открыть филиал Эрмитажа, но для современного искусства. Мы выбрали архитектора. Пиотровский очень хотел, чтобы это был Хани Рашид из Нью-Йорка. Он сделал суперпроект — очень красивое, практически прозрачное здание. Но потом они не договорились с Молчановым, который считал, что это будет слишком дорого. В общем, он победил. Я там не был, не знаю, что они построили, но точно не филиал Эрмитажа.

Выставка «Россия!» в Музее Гуггенхайма. 2006.  Фото: The Guggenheim Museums and Foundation
Выставка «Россия!» в Музее Гуггенхайма. 2006.
Фото: The Guggenheim Museums and Foundation

Вы говорили, что вам нравятся многие современные российские художники. Может быть, у вас есть любимчики?

Это, конечно, вопрос непростой, потому что я со многими знаком. Кого-то уже нет в живых: Кабакова, Пригова, Владимира Овчинникова, Оскара Рабина, Леонида Сокова. Из тех, которые живы, я люблю Александра Пономарёва, Николая Полисского, группу Recycle, Алену Кирцову, Вадима Захарова, Максима Кантора, Алексея Кострому, Ольгу Чернышеву, Айдан Салахову, AES+F, Булатова, Комара, Дубосарского, Гутова, Хаима Сокола, фотографа Парщикова, Таус Махачеву... Это те, с кем я общался и дружу более-менее.

Кто из них успешный  — сложный вопрос, потому что некоторые уехали из России не только в 2022 году, но и раньше. Они более-менее успешно устроились на Западе. В прошлом году я был в Берлине и встретил там Алексея Кострому, Вадима Захарова и AES+F, они там студию устроили. Recycle в Париже имели базу; был большой спрос на них. Они знакомы с галеристами, показывают свои работы, что большинство русских не могут сделать. Особенно теперь, когда Россия в изоляции, скажем так.

Это печально, что в Европе и Америке практически не хотят слышать про русское искусство, русскую культуру и так далее. Там до абсурда было, когда нельзя Чайковского слушать и Достоевского читать. Это уже прошло, но повлекло очень плохие последствия. Например, закрыли Эрмитаж в Амстердаме, который достаточно успешно там работал. Тяжелая ситуация, особенно для художников, которые не имеют возможности путешествовать или выставляться на Западе.

У вас все-таки русские корни — вы на себе почувствовали неприятие?

Я лично не испытывал. Я же владелец и паспорта ЕС тоже. В Петербург меня всегда тянет. Поскольку я уже десять лет советник Михаила Борисовича Пиотровского, я буду продолжать ездить в Россию, но это мои личные дела, это не меняет общую атмосферу. И художники страдают, и музеи страдают… Хотите конкретный пример? Вот на днях я был в Базеле, где открылась большая выставка Анри Матисса. Они много лет надеялись получить три важные работы из Эрмитажа, но это, естественно, не состоялось. Поэтому я говорю не только про жертвы физические, но и о том, что страдает и культурный обмен в обе стороны.

Работаете сейчас над какими-то проектами или уже отдыхаете?

Да, есть идея. Я, как хобби, издавал всякие книги про дальние для меня страны. Первая была про Одессу, потом — Баку, Тбилиси, в прошлом году — про Ереван. Скромненькая, 500 страниц, 2 кг веса, 20 авторов.

И есть еще идея. Михаил Пиотровский мне рассказывал про самый южный город России — Дербент. Там очень богатая история, археология, памятники. Возможно, я буду заниматься Дербентом. Я никогда не был там.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+