18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей «Царицыно» назначает встречу в Казани

Архивная фотография. Интерьер татарского дома конца XIX века.  Фото: Из собрания Национального музея Республики Татарстан
Архивная фотография. Интерьер татарского дома конца XIX века.
Фото: Из собрания Национального музея Республики Татарстан

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» идет выставка о казанских татарах: об их истории, ремеслах, духовной жизни — обо всем том, что делает их единой нацией

«Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар» рассказывает о Казани как о промышленном и культурном центре Поволжья и неуловимо напоминает по духу кадры старой киноленты, всегда немного убыстренной и оживленной. Помимо предметов, куратор Ксения Паршина собрала на выставке коллекцию историй о татарах, живших на рубеже XIX–XX столетий. У выставки десять залов-разделов, названных татарскими словами-понятиями (например, «Милләт/Нация», «Ана теле/Язык матери», «Гүзәллек/Красота» или «Иман/Вера»). Так же и предметы в залах не сосредоточены на конкретном промысле — кожевенном деле, ткачестве или ювелирном искусстве, а выхватывают целые кусочки жизни. В основном дело происходит в богатом и шумном городе конца XIX — начала ХХ века, где много мастерских и живет огромное количество людей. Именно в это время татарская интеллигенция начала говорить о происхождении своего народа и об определении татар как нации. Историк и богослов Шигабутдин Марджани предложил использовать самоназвание «татары». Но что делает татарина татарином? На этот вопрос и отвечает выставка.

М. Г. Кадыров. «Хиджазская железная дорога». Типо-Литография торгового дома «Братья Каримовы» в Казани. 1909.  Фото: из собрания Фонда Марджани
М. Г. Кадыров. «Хиджазская железная дорога». Типо-Литография торгового дома «Братья Каримовы» в Казани. 1909.
Фото: из собрания Фонда Марджани

Казань стала крупнейшим центром искусства и ремесел еще во времена Золотой Орды. Этому подтверждение — изысканные предметы из металла и керамики в первом зале. С падением Казанского ханства ремесла не исчезают, а перемещаются в деревни, где сохраняются на протяжении двух с половиной столетий — чтобы в XIX веке вернуться в город и снова расцвести. Оказались сохранены и технологии, и орнаменты, в основном асимметричные и растительные (для татар, как рассказывают организаторы выставки, чрезвычайно важны преемственность и почитание традиций).

И вот «наше все» для татарина — сапожное дело — сделало в XIX веке Казань знаменитой не только в купеческой Москве, но и за рубежом. Мягкие узорные сапожки кроили в городе, потом отсылали в деревни, где женщины их украшали аппликацией, затем возвращали в город, где к ним крепили подошвы. После этого обувь отправляли на Нижегородскую ярмарку, на Кавказ, в Персию. Купцы-кожевенники заседали в городской думе, строили мечети, способствовали появлению медресе и типографий. Это, условно, мужской мир.

Ирина Васильева. Брошь «Яка-Чылбыры». 2002.  Фото: из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Ирина Васильева. Брошь «Яка-Чылбыры». 2002.
Фото: из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

Женский мир — деревня, дети, дом предков, вышивка и ткачество. К концу XIX века традиционная одежда заметно европеизировалась, однако сохранила несколько принципиально важных деталей. Это в первую очередь головные уборы — мужская тюбетейка и женский калфак. Они украшались вышивкой шелком, золотом, драгоценными камнями. Старинные приемы и мотивы сохраняли и произведения казанских ювелиров: нагрудник «изю», браслеты, серьги, накосники, которые оберегали своих обладательниц.

Соединение глубокой веры, почитания традиций, образованности и даже эмансипации отмечает продвинутое казанское общество. На рубеже XIX–XX столетий здесь печатается множество книг, религиозные наставления, учебники, прописи, сочинения средневековых авторов, песенники — их образцы представлены в зале, посвященном знаниям. В первое десятилетие ХХ века на татарском языке выходило несколько десятков газет. И хотя более осторожные горожане просили богословов растолковать, допустимо ли мусульманину слушать музыку или ездить на автомобиле, в городе были и аптеки, и кинематограф. В 1909 году Фатиха Ахитова открыла в Казани женскую школу, где девушки получали и образование, и профессию. В школе преподавала Сара Шакулова, первая татарская женщина-математик, окончившая Сорбонну.

Бляха. Российская империя, Казанская губерния. XIX в.  Фото: из собрания Национального музея Республики Татарстан
Бляха. Российская империя, Казанская губерния. XIX в.
Фото: из собрания Национального музея Республики Татарстан

Воплощением духа татарского общества можно считать шамаиль. Это особый вид исламского искусства, в котором священный текст, строки из Корана, написаны каллиграфией и дополнены изображениями. Шамаили писали масляными красками на стекле, подложив блестящую фольгу, или печатали. «Кто стремится к знаниям, к тому стремится рай» — эти слова пророка Мухаммеда выведены на шамаиле 1900-х годов. Интересно, что в зале с шамаилями можно найти и современные произведения в этом жанре. О традициях, живых в современной культуре, рассказывает видео, сделанное подростками — участниками творческой лаборатории, посвященной фольклору, прошедшей летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой.

Экспонаты на выставку в «Царицыно» собраны из государственных музеев Татарстана, Москвы и Петербурга, благотворительного Фонда Марджани и частных коллекций.

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом
«Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+