18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

О тихих или шумных радостях, доступных избранным ценителям арт-кино

Кадр из фильма Жана Кокто Кровь поэта. 1930.  Фото: The Criterion Collection
Кадр из фильма Жана Кокто Кровь поэта. 1930.
Фото: The Criterion Collection
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Кропотливый труд британского исследователя Дэвида Кёртиса «Фильмы художников» с предисловием Стива Маккуина посвящен работам с движущимися картинками — в самом широком смысле и в почти 100-летнем историческом диапазоне

В этой книге на трех сотнях страниц с иллюстрациями подробно классифицируются и разбираются примеры экспериментов 400 известных художников XX–XXI веков с технологией создания кино- и видеоизображений. Попутно автор затрагивает весь спектр сопутствующих проблем — творческих, общественных, инженерных, организационных и коммерческих. В одном ряду оказываются художники разных жанров, эпох и направлений. Кинофильмы Жана Кокто, документальный «киноглаз» Дзиги Вертова уживаются с видеоинсталляциями Нам Джун Пайка, музейными «рапидами» Билла Виолы и формальной, довольно заунывной видеофиксацией проявлений жизнедеятельности и творческой активности многочисленных художников, исследующих новую технологию. Дайте художнику в руки кино- или видеокамеру, а уж на что он ее направит — на разлагающуюся плоть или на цветущий бутон, на открыточные красоты подлунного мира или на совокуп­ляющихся дикобразов, — можно только предположить.

Дэвид Кёртис. «Фильмы художников» / Предисловие С. Маккуина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 304 с., ил.
Дэвид Кёртис. «Фильмы художников» / Предисловие С. Маккуина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 304 с., ил.

Нужно очень любить этот специфический раздел киноискусства, как его ни назови — «нишевое кино», видеоинсталляция, мультимедиа-арт, чтобы пересмотреть и рассортировать невероятный объем визуального материала, зачастую намеренно вступающего в конфронтацию с идеей удовольствия от просмотра, занимательности, далекого от развлекательной сути привычного массовому зрителю кинематографа. И хорошо, когда есть подвижник Дэвид Кёртис, взявший на себя сизифов труд вкатить угловатый, неподъемный ком кинопленки с выцарапанным на ней названием «кино художников» на скользкую гору здравого смысла. И даже придать ему академическую, а значит, социально приемлемую форму и какое-никакое содержание, несмотря на подчас яростное сопротивление самих авторов, постоянно вываливающихся за установленные рамки.

История фильмов художников насыщена экспериментами и изобретениями. Некоторые находки и технические приемы впоследствии стали в большом кинематографе общим местом, другие так и остались в истории искусства свидетельствами своего времени или вообще были отброшены как бесполезные и тупиковые попытки сформировать язык новой визуальной культуры. Вот, к примеру, как в 1921 году будущий режиссер Жан Эпштейн описывает свое знакомство с крупным планом, полагая, что одного его достаточно для полноценной киноленты: «Ветерок эмоций скользит по рту облаками. Орография лица колеблется. Начинаются сейсмические толчки. Морщины капилляров пытаются устроить разлом. Волна уносит их. Мышцы напрягаются. Губы морщинятся, как театральный занавес. Всё вокруг — движение, дисбаланс, кризис. Рот трескается, как спелый фрукт. Словно разрезанная скальпелем, улыбка, напоминающая клавиши, врезается сбоку в самый краешек губы». Спустя семь лет он активно использует крупные планы в игровой ленте «Падение дома Эшеров», в производстве которой поучаствовал юный художник-сюрреалист и будущий великий кинорежиссер Луис Бунюэль.

Ребекка Хорн. «Единорог». 1970 – 1972.  Фото: Achim Thode / © Rebecca Horn
Ребекка Хорн. «Единорог». 1970 – 1972.
Фото: Achim Thode / © Rebecca Horn

Цель книги, по словам ее автора, состоит в том, чтобы «дать представление о богатстве и разнообразии фильмов художников, а также о скрытых в них удовольствиях». Заметим, очень глубоко скрытых и доступных далеко не всякому зрителю — целая глава посвящена многочисленным попыткам достучаться до широкой публики и загнать на просмотр развращенных сюжетным, коммерческим кинематографом зрителей с помощью всевозможных ухищрений, вплоть до специальной конструкции кинозала.

К примеру, кинотеатр-аттракцион Ласло Мохой-Надя предвосхищал системы «объемного проецирования» типа современного IMAX и мультиэкранные залы. «Вместо нынешнего прямоугольника можно было бы сделать экран в форме сегмента сферы. Такой экран должен иметь очень большой радиус и, соответственно, небольшую глубину и располагаться перед зрителем под углом зрения около 45 градусов».

В книге собрано много любопытных примеров и выдающихся работ, что-то в них проясняется из собственных комментариев создателей произведений и теоретических построений художников. Правда, сам формат монографии, подразумевающий словесное описание того, что предназначено для визуального восприятия, местами затрудняет чтение. Но едва ли это остановит заинтересованного читателя, способного упорно продираться через дебри справочной информации к ясному, как солнце, пониманию подлинной сущности новейшего для прошлого века визуального языка.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+