18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве

Иван Хруцкий. «Натюрморт со свечой». 1870-е.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Иван Хруцкий. «Натюрморт со свечой». 1870-е.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов

В биографии Ивана Хруцкого (1810–1885), белорусского и русского художника, много белых пятен: он не оставил ни воспоминаний, ни дневников. Большую часть жизни Хруцкий был очень востребован и продуктивен, но на склоне лет отошел от живописи. Много работал для церкви — однако почти ничего из этого наследия не сохранилось. Сейчас известно около сотни его работ, рассеянных по музеям на всем пространстве бывшей Российской империи.

«Айвазовский цветов и плодов» — так называли современники художника. Действительно, более всего он известен именно натюрмортами, хотя писал и портреты, и жанровые сцены.

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Ян Хруцкий родился в Витебской губернии. Получил хорошее образование и в Академию художеств в Петербурге приехал уже оттачивать мастерство. Среди его учителей был портретист Джордж Доу, блестящие академики Карл Брюллов и Федор Бруни. В портретах Хруцкого можно найти и влияние Василия Тропинина — впрочем, каких только влияний не найдешь в его работах, так что этот путь не продуктивен. Хруцкий (уже переименовавшись из Яна в Ивана Фомича) обладает своей собственной манерой — суховатой, но обаятельной. На выставке представлены образцы всех жанров в его творчестве, исключая религиозную живопись. «Одной из жемчужин экспозиции будет впервые демонстрируемый публике „Портрет неизвестного“ из ГИМа, — рассказывает куратор Анна Корндорф. — Специально к выставке фонд In artibus и его основательница Инна Баженова оплатили реставрацию „Портрета детей“ — работы Хруцкого из Курской картинной галереи им. А.А.Дейнеки».

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Но все же трудно спорить с тем, что самыми привлекательными в творчестве художника остаются натюрморты. Начинал он со скромных работ с фруктами, а на пике карьеры писал обильные композиции с цветами и символическими предметами. Характерный пример — показанная на выставке одна из самых большеформатных композиций художника «Овощная лавка». Это единственное произведение Хруцкого, приобретенное Академией художеств.

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

«Мастер так прекрасно, так обманчиво для глаз раскинул своею мастерскою кистью целые букеты, корзины цветов и плодов. Тут есть даже стаканы с водой для запивания фруктов, как делают люди хорошего тона, и есть ножи для резания фруктов, как делают люди, не умеющие их есть. Тут… есть жизнь своего рода, жизнь растительная, одушевление аппетитное», — так писал о картинах Ивана Хруцкого многотиражный ежемесячный журнал «Библиотека для чтения» в 1839 году. И художник пользовался своей славой: на выставке показаны две вариации его самого знаменитого «Натюрморта со свечой (лорнетом)» 1839 года, написанного аж восемь раз. «Долгое время художнику не хватало отличительного предмета — вещи, которая была бы присуща только его работам, — говорит Анна Корндорф. — Он нашел его в фаянсовом кувшине завода Поскочина, который изобразил в целом ряде композиций и который не только на полотнах, но и собственной персоной предстанет на выставке».

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Так же любим Иваном Хруцким был жанр «девушки с корзиной». А уже уехав из Петербурга в имение Захарничи близ Полоцка, он много писал собственных детей. Они, например, рассматривают альбом с картинками на полотне «В комнате» из Третьяковской галереи, которое являет собой образец редкого для России стиля бидермейер. Всего на выставке в московском фонде In artibus представлено 20 произведений, собранных из полутора десятков коллекций, в том числе из Национального музея Республики Беларусь в Минске.

Фонд In artibus
«Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+