18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пушкинский музей может закончить музейный городок к 2030 году

Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Главным вопросом на отчетной пресс-конференции Пушкинского стали сроки окончания реконструкции. Директор ГМИИ Елизавета Лихачева сообщила то, что обещают строители: музейный городок закончат к 2030-му. Но, сказала она, «от музея тут ничего не зависит»

Первым в очереди на сдачу в комплексе музейного городка Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (ДРВЦ), единственное новое здание, первый камень которого был заложен в 2016 году. Его обещают сдать в 2026-му. Об остальных корпусах, расположенных вокруг главного здания на Волхонке, реконструкция которых уже идет или предстоит, никакой конкретики нет. Речь директора ГМИИ Елизаветы Лихачевой была настолько абстрактной, что, кажется, она сама не уверена в том, сдержат ли строители обещание сдать музейный городок к 2030 году. Сроки реконструкции сдвигались не раз.

Главное здание Пушкинского музея давно требует ремонта, но пока экспонаты из него просто некуда переместить. Изначально планировалось вывезти их в усадьбу Вяземских — Долгоруковых, что находится прямо за ним, однако со сроками окончания ее реставрации под Галерею старых мастеров по-прежнему нет ясности. Так что, возможно, экспонаты переедут куда-то еще.

«Мы потихоньку готовимся к переезду. Наша главная задача — понять, когда ждать здания и в какой последовательности они будут сдаваться. С открытием новых зданий ГМИИ им. А.С.Пушкина снова изменится. Большая часть коллекции живописи уедет из этого (главного) здания. Сюда заедет, скорее всего, археология, Древний мир, и будет восстановлена часть залов со слепками. Концепции какой-то конкретной нет. Факт в том, что на месте этого музея появится другой музей. И нам сейчас предстоит понять — какой», — говорит Елизавета Лихачева.

По ее словам, площадь Пушкинского музея увеличится до 100 тыс. кв. м, из них 30 тыс. — выставочных. Сейчас экспозиции размещаются на 10 тыс. кв. м. Ребрендинг логотипа, который был сделан этой осенью, по словам Лихачевой, — это «попытка изменить отношение к Пушкинскому музею и понять, каким он станет». Напомним, что на старом логотипе было изображено главное здание музея — теперь же он состоит из совмещенных букв «п» и «м».

Коснулась Елизавета Лихачева и реэкспозиции в главном здании, которая была сделана при прежнем директоре Марине Лошак. Придуманную французским дизайнером, сценографом и историком искусства Патриком Уркадом архитектуру убрали, вернув первый этаж примерно к тому виду, какой существовал при Ирине Антоновой. По словам Лихачевой, главная проблема реэкспозиции была в том, что выставочные конструкции фиксировали только один предмет, из-за чего нельзя было менять экспонаты, а это необходимо в случае постоянной экспозиции, ведь предметы из нее иногда отправляются на реставрацию или уезжают на другие выставки.

«Выставочные конструкции, — отметила Лихачева, — должны быть более универсальными. Кроме того, реэкспозиция сократила количество предметов на треть. Сейчас мы вернулись к старому подходу. Но для Пушкинского это еще и тренировка по подготовке к переезду. Летом должны вернуть, как было, экспозицию в 6-м зале — с фаюмским портретом. И это станет завершающим этапом пересмотра реэкспозиции, после чего главное здание начнут готовить к переезду». 

Что касается планов на следующий год, то самыми крупными проектами станут выставки, приуроченные к датам. К 80-летию Победы покажут выставку «Вернуть к будущему. К истории шедевров, утраченных и сохраненных во Второй мировой войне». Как отмечают в музее, она «расскажет о судьбе мировых шедевров, которые пострадали во время пожаров в бункере Фридрихсхайн в Берлине в мае 1945 года и были направлены для реставрации в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Историческую часть будет сопровождать проект современного живописца, посвященный утраченным в ходе войны памятникам русского искусства».

Другой проект приурочен к 80-летию Боспорской (Пантикапейской) археологической экспедиции в Керчи, где сотрудники Пушкинского ведут раскопки. ГМИИ готовит его совместно с Керченским музеем-заповедником. Также готовятся выставки к 100-летию нонконформиста Дмитрия Краснопевцева и 125-летию Татьяны Мавриной, которую начали активно экспонировать в последние годы.

Елизавета Лихачева рассказала о деятельности на новых территориях, где открыто восемь детских образовательных центров, в которых свои программы представляет и Пушкинский музей. Подобные центры будут появляться по всей стране в будущем, музей будет усиливать свою работу там. ГМИИ также помогает художественным музеям в Донецке и Мариуполе.

Проект «Искусство Древнего Египта», который в этом году музей показал во Владивостоке, Новосибирске и Нижнем Новгороде, в 2025-м планируют отвезти в Рязань и другие региональные центры. Пушкинский намерен развивать подобные «чемоданные проекты», которые готовыми можно привозить в другие музеи. В регионах планируют расширять программу фестиваля современного искусства «Аланика» и томского фестиваля искусств и чтения «Том».

Еще одно направление деятельности музея — инклюзия. В ГМИИ сейчас разрабатывают искусствоведческий язык жестов, а недавно выпустили тактильную книгу «Каспар Давид Фридрих. Исполиновы горы» для слабовидящих.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+