18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Шедевр Репина вернулся в Третьяковку спустя шесть лет

В Третьяковской галерее торжественно вернули в постоянную экспозицию картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
В Третьяковской галерее торжественно вернули в постоянную экспозицию картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» снова можно увидеть в постоянной экспозиции после окончания реставрации. Она помещена в специальную антивандальную капсулу под защитное стекло

В Государственной Третьяковской галерее торжественно вернули в постоянную экспозицию картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Шедевр, реставрация которого после очередного вандального нападения закончилась два года назад, помещен в специальную защитную капсулу — именно ее изготовление заняло так много времени.

Последние два года полотно находилось в депозитарии, под наблюдением реставраторов, следивших за его поведением после реставрации. Как рассказала нашему изданию главный хранитель музея Татьяна Городкова, «результаты наблюдения отличные. Мы с удовлетворением говорим о том, что картина чувствует себя хорошо. И это свидетельствует, что те методики и те подходы, что были реставраторами разработаны в ходе долгого периода подготовки, уже абсолютно оправдали себя, и это дает нам уверенность в том, что картине уготовано долгое, спокойное, стабильное существование в стенах Репинского зала».

Последние два года полотно находилось в депозитарии, под наблюдением реставраторов, следивших за его поведением после реставрации. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Последние два года полотно находилось в депозитарии, под наблюдением реставраторов, следивших за его поведением после реставрации.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Самым главным достижением этого года, которое и позволило снова представить картину публике, стало изготовление витрины. В 2022 году, когда Третьяковская галерея презентовала завершение реставрационных работ, сразу было объявлено, что пока картина в экспозицию не вернется. Требовалось ее обезопасить, поместив в специальную витрину под антибликовое и антивандальное стекло. Изготовление такой капсулы вызывало затруднения из-за большого размера картины; после на сроках сказалась изменившаяся политическая обстановка в мире; но в музее настаивали на том, что защита ни в коем случае не должна выглядеть ни «саркофагом», ни «склепом». В итоге защитная витрина действительно едва заметна, она лаконична и выглядит стильно. Помимо ультрапрочного стекла, витрина снабжена датчиками, климат-контролем и прочим необходимым оборудованием и, по словам Городковой, «полностью соответствует тем требованиям, которые Третьяковская галерея сформулировала в техническом задании».

Самым главным достижением этого года, которое и позволило снова представить картину публике, стало изготовление витрины. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Самым главным достижением этого года, которое и позволило снова представить картину публике, стало изготовление витрины.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Главный хранитель обратила внимание на то, что, помимо холста, была отреставрирована и золоченая рама. Во время нападения она получила серьезные повреждения левкаса и декора, была разбита ее основа, и поэтому «команда реставраторов по рамам очень серьезно и долго над ней работала».

Достижения реставраторов Третьяковской галереи подчеркивает антураж зала, где выставлен шедевр. В нем вместо привычных здесь картин Репина (они на несколько месяцев переехали в соседнее здание на выставку «Передвижники») разместилась выставка «Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение», посвященная злоключениям полотна и его многочисленным реставрациям. На стенах представлены эскизы и этюды Репина к картине, портреты его знакомых, позировавших для персонажей, фотографии и видеодокументация разных стадий реставрационных работ. В витринах можно увидеть архивные документы XIX–ХХ веков, раскрывающие сложную судьбу полотна, начиная с его запрещения императорской цензурой и вплоть до проблем из-за состояния музейного здания во время Великой Отечественной войны. Особое внимание обращает на себя инсталляция художницы Дианы Мачулиной «Пиетет» (2024) — реставрационное кресло, изготовленное специально для этих работ, почтительно накрытое белым полотном.

Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке создали специальную мастерскую и гигантский роботизированный реставрационный стол. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке создали специальную мастерскую и гигантский роботизированный реставрационный стол.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Напомним, нападение на картину произошло вечером 25 мая 2018 года. Один из последних посетителей галереи нанес несколько ударов металлической стойкой ограждения по застекленному полотну. Холст был прорван в трех местах в центральной части, на одежде царевича, но изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали. Приговор Ивану Подпорину был вынесен в апреле 2019 года. Преступление было квалифицировано по ч.2 ст.243 Уголовного кодекса РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия»). При этом не было установлено ни отягчающих обстоятельств преступления, ни психических отклонений или помрачения сознания у подсудимого. Суд учел отсутствие у Подпорина судимостей и положительные характеристики личности. В итоге приговор гласил: два года и шесть месяцев колонии общего режима. Кроме того, суд зачел подсудимому 11 месяцев, проведенных в СИЗО, из расчета день за полтора. Таким образом, вандал после вынесения приговора провел в тюрьме менее года.

Реставрация картины заняла четыре года. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Реставрация картины заняла четыре года.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Реставрация заняла четыре года. Она осуществлялась на средства, выделенные «Сбером». Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке создали специальную мастерскую и гигантский роботизированный реставрационный стол.

В 2023 году за проведенные работы реставраторы музея во главе с Андреем Голубейко стали лауреатами XI Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация». После вклад в восстановление шедевра Репина был отмечен Государственной премией России.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+