18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Бориса Кустодиева в Суздале: в поисках утраченного

Борис Кустодиев. «Масленица». 1919.  Фото: Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств
Борис Кустодиев. «Масленица». 1919.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Символично, что древний Суздаль завершает год своего 1000-летия выставкой одного из самых праздничных русских художников. Картины Кустодиева наполнены светом и радостью — даже те, которые он, тяжелобольной, писал по воспоминаниям

Закройте глаза и произнесите вслух или про себя: «кустодиевская красавица», «кустодиевская ярмарка», «кустодиевская зима». Появились картинки? Борис Кустодиев (1878–1927), возможно, не первый русский художник, чье имя приходит на ум, если требуется перечислить великие имена конца XIX — начала XX века, зато он относится к той очень редкой категории творцов, о ком можно сказать: его образы стали нарицательными.

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В Музейном комплексе «Кремль» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия», приуроченная к 1000-летию Суздаля. В экспозиции более полусотни живописных и графических работ, преимущественно созданных в поздний период, когда художник был фактически прикован к постели и мог писать только по воспоминаниям.

Уроженец Астрахани, Кустодиев с ранней юности интересовался живописью и брал частные уроки у Павла Власова, чье имя носит сейчас местное художественное училище. В 18 лет юноша бросает духовную семинарию и едет учиться на художника в Москву, но в итоге поступает в Санкт-Петербургское высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Кустодиев был одним из любимых учеников Ильи Репина, который привлек его к работе над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета…» (1903). Около трети голов написано 25-летним Кустодиевым, за которым закрепилась репутация талантливого портретиста. В неменьшей мере он сам тяготел к жизнерадостным жанровым сценам.

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Путешествуя по Европе на стипендию от Академии художеств, Кустодиев открыл для себя как старых мастеров — Тициана, Рубенса, Веласкеса, так и современных французов — от импрессионистов до Сезанна, что, по словам художника, вызвало «ломку и переоценку всех старых ценностей». Вернувшись домой и приступая к работе над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники», он стал смотреть на повседневные сюжеты российской глубинки через европейскую призму. Художник пишет панорамные композиции с глубоким и сложным развитием пространства (варианты «Масленицы»), сбалансированные, близкие к квадрату полотна («Балаганы», «Троицын день»).

Примечательно, что множество жизнерадостных сюжетов созданы в трудные послереволюционные годы, когда семья художника жила в нищете, а сам он вынужден был писать картины лежа, страдая от опухоли спинного мозга. От мрачной действительности он бежал в мир воображаемый — патриархальную российскую глубинку, «до краев заполненную солнцем и радостью» (выражение Максима Горького из письма Кустодиеву).

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В экспозиции, разумеется, присутствуют знаменитые шедевры: Русский музей предоставил среди прочего «Монахиню» (1908) и «Масленицу» (1916), Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства — легендарный портрет Федора Шаляпина, Третьяковская галерея — «Красавицу» (правда, не хрестоматийный оригинал 1915 года, а уменьшенный и видоизмененный вариант, созданный шесть лет спустя). Помимо этого, показываются редкости: эскизы театральных декораций и костюмов и акварели с изображением представителей разных профессий — трактирщиков, торговцев, ямщиков, половых.

Многие из пейзажей на выставке изображают окрестности «Терема» — дачи художника в Костромской губернии. «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы лучшими из лучших в своей жизни», — вспоминал Кустодиев. Вскоре после революции дом был варварски разграблен: разобрали даже потолки, украли дверцы и вьюшки печей и каминов, изразцы, оконные рамы и стекла. На восстановление «Терема» не было ни средств, ни сил, и семья передала его «для нужд волости». В 1918 году, когда писалась праздничная, нарядная панорама «Лето» («Поездка в „Терем“»), любимый дом был для тяжелобольного художника лишь воспоминанием.

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В аллегорической картине «Голубой домик» (1920) с четким горизонтальным членением пространства Кустодиев отразил все этапы жизни — от младенца на руках матери и играющих детей до мастерской гробовщика. Здесь есть и игроки в шахматы — купец, полицейский и франт, как символ равенства перед смертью, и старушка на лавочке, и воркующая парочка влюбленных, и чаепитие на балконе…

Мещанское и купеческое чаепитие — один из основных мотивов в кустодиевской вселенной, к которому он возвращался в разные годы. Хрестоматийное большое полотно «Купчиха за чаем» (1918) из Русского музея на выставку не привезли, зато можно полюбоваться «Купчихой, пьющей чай» из Нижегородского художественного музея. Созданная в 1923 году, купчиха здесь еще более нарядная, это уже практически наивное искусство, что в целом созвучно наступившей эпохе нэпа, которую художнику не суждено было пережить.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль»
«Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+