18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Нижнем Новгороде показывают «ожившие» мумии из Пушкинского

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

На выставке «Древний Египет. Искусство бессмертия» в культурном центре «Пакгаузы» подлинные древнеегипетские артефакты из ГМИИ им. А.С.Пушкина в сочетании с мультимедийными технологиями воссоздают представления древних египтян о загробной жизни

Экспозиция «Древний Египет. Искусство бессмертия», которая представлена в эффектном Выставочном пакгаузе в Нижнем Новгороде, разбита на несколько тематических разделов, раскрывающих в подробностях различные аспекты представлений древних египтян о бессмертии. Переходы между разделами оформлены в виде порталов, чтобы визуально обозначить границы и дать зрителю ощутить важность темы перехода между мирами.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Для жителя Древнего Египта посмертное существование представлялось более качественной и расширенной версией земной жизни. Но, дабы воспользоваться всеми его привилегиями, нужно было выполнить несколько обязательных условий, простых и вполне материальных. Построить гробницу, если на это хватает средств, или иным, более доступным среднему египтянину способом позаботиться о сохранности плоти усопшего. И разумеется, обеспечить мертвеца хотя бы на первое время привычными и важными для счастливой вечной жизни предметами и бытовыми приспособлениями.

Основным экспонатом в разделе, посвященном материальной стороне бессмертия, является расписной деревянный саркофаг мумии. Крепкий ящик гарантировал долговременное хранение и защиту препарированным по специальной технологии, угодной владыке загробного мира Осирису, останкам. Рядом — четыре каменных сосуда для забальзамированных внутренних органов. Интересно, что мозг считался бесполезным органом. Его извлекали из черепной коробки, например ложкой через ноздрю, а пустоту черепа заполняли ароматной смолой.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часть экспозиции, посвященная теологической стороне бессмертия, отсылает к истории смерти и воскрешения Осириса, символически повторяющейся в обряде мумификации. Статуэтки Осириса, Исиды и их сына Хора дополняют рельефный блок из гробницы с изображением погребальной процессии и ритуальных действий. «Ложная» дверь в гробницу и жертвенник — наиболее значимые экспонаты в разделе про обустройство гробниц и монументальные стороны бессмертия. Левая, западная сторона Нила — берег мертвых, застроенный комфортабельными каменными комплексами гробниц и захоронений, — была гораздо больше пригодна для жизни с точки зрения древнеегипетской урбанистики. Берегу живых на правой стороне уделялось меньше внимания. Беспокойство о временном месте проживания представлялось неуместным и глупым.

А вот прекрасная жизнь в загробном мире — совсем другое дело. Вот о чем полагалось беспокоиться предусмотрительному египтянину. Множество красивых предметов и произведений искусства, хранящихся в наших музеях, изготовлено специально для наполнения гробниц. В разделе «Эстетика бессмертия» есть прекрасные статуэтки богинь Хатхор, Бастет и Бэс, отвечающих за любовь, фертильность египетской женщины и в целом за красоту и дизайн, говоря современным языком.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пожалуй, самый зрелищный и наукоемкий раздел на выставке — отдельный зал, где с помощью мультимедийных технологий представлены результаты недеструктивных методов исследования мумий. В рамках совместного проекта Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» провели компьютернотомографическое сканирование десяти мумий людей и нескольких мумий животных из музейного собрания. Антропологи и криминалисты увидели и смогли изучить мумии изнутри, не разрушая целостность покровов и скелета. Завораживающее зрелище — 3D-реконструкции внешности женщины 20–25 лет и мужчины 30–40 лет, восстающих из гроба, пусть не во плоти, но хотя бы на экране. Форма художественного бессмертия в искусстве далека от древнеегипетских представлений, но близка и понятна каждому посетителю выставки.

Нижегородский государственный художественный музей сделал отдельную интерактивную зону, где проводятся занятия с детьми и лекции для взрослых. Выставочный проект поддержало Министерство культуры РФ и АНО «Территория культуры».

Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз
«Древний Египет. Искусство бессмертия»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+