18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрэнсис Бэкон в Национальной портретной галерее — хороший, плохой, злой

Фрэнсис Бэкон. «Этюд к автопортрету». 1963. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024
Фрэнсис Бэкон. «Этюд к автопортрету». 1963.
Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Провести выставку Бэкона Национальная портретная галерея планировала давно. Правда, руководство решило отложить ее до открытия музея в 2023 году после реновации, чтобы представить блокбастер крупного британского художника в обновленной обстановке

Главная портретная галерея Великобритании впервые удостоила персональной выставки своего прославленного соотечественника Фрэнсиса Бэкона (1909–1992) — через 32 года после его смерти. Что это, если не запоздалое признание заслуг одного из самых выдающихся фигуративных художников ХХ века? У парадокса есть рациональное объяснение. Радикальное переосмысление портрета в послевоенном контексте, начиная с безымянных кричащих голов, которые Бэкон писал в 1940-е годы, в целом помещает его за рамки специализации Национальной портретной галереи, и в результате он не представлен в ее постоянной коллекции.

Фрэнсис Бэкон. «Автопортрет». 1987.  Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024
Фрэнсис Бэкон. «Автопортрет». 1987.
Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024

«Люди, которых он изображает, не подходят под критерии коллекционирования Национальной портретной галереи, — объясняет куратор выставки Роузи Бродли. — Например, Джордж Дайер (партнер Бэкона в 1960-е годы. — TANR) не относится к числу людей, внесших значительный вклад в британскую историю или культуру».

Но все же, по словам Бродли, планы провести выставку Бэкона имелись уже давно. Правда, руководство галереи решило отложить ее до открытия в 2023 году после реновации, чтобы представить блокбастер крупного британского художника в обновленной обстановке.

Фрэнсис Бэкон. NPG x13707. 1967. Фото: The Lewinski Archive at Chatsworth / Bridgeman Images.
Фрэнсис Бэкон. NPG x13707. 1967.
Фото: The Lewinski Archive at Chatsworth / Bridgeman Images.

Экспозиция «Фрэнсис Бэкон. В присутствии человека», объединившая более 50 картин, выстроена в хронологическом и тематическом порядке и демонстрирует, как отношения автора с друзьями и возлюбленными отражались в смене ключевых этапов его творчества. В раздел, посвященный Дайеру, вошел один из «черных триптихов», созданных после его смерти в 1971 году. «В отличие от более традиционных портретистов, Бэкон пишет людей уже после их смерти, — говорит Бродли. — Он изображает Джорджа в момент его самоубийства, но делает это в манере, невероятно напоминающей старых мастеров, поднимая этот неприглядный момент до уровня самой возвышенной живописи».

Хотя Бэкон известен в первую очередь мужскими портретами, одной из важнейших его моделей была художница Изабель Роусторн, принадлежавшая к его кругу в Сохо. Работа «Три этюда к портрету Изабель Роусторн» (1967), предоставленная берлинской Национальной галереей, как констатирует Роузи Бродли, входит в число самых сложных композиций английского художника.

Фрэнсис Бэкон. «Три этюда к портрету Изабель Роусторн».1967. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024
Фрэнсис Бэкон. «Три этюда к портрету Изабель Роусторн».1967.
Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024

К слову, о старых мастерах. Бэкон изучал «Портрет папы Иннокентия Х» (1649) Диего Веласкеса и картину «Художник на пути в Тараскон» (1888) Винсента ван Гога в виде репродукций. А ключевую роль в его «антииллюстрационном» проекте, призванном передать «все пульсации человека», сыграл «Автопортрет» (1659) Рембрандта, который выставлен бок о бок с работами Бэкона.

Бэкон и сам охотно позировал и любил, когда его фотографировали, свидетельства чего хранятся в Коллекции фотографии Национальной портретной галереи. Это в том числе его фотопортреты авторства Сесила Битона, Билла Брандта и Арнольда Ньюмана. «Я надеюсь, что наша выставка получилась душевной, — говорит Бродли. — Бэкон был чувствительным, страстным и любящим, но мог быть и жестоким, и злым. Эмоции играют в его творчестве очень важную роль, и оно проигрывает, если его чрезмерно интеллектуализировать». 

Национальная портретная галерея
«Фрэнсис Бэкон.В присутствии человека»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+