18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Зотов» вышел на новую орбиту осмысления конструктивизма

Группа «Коллективные действия». «Лозунг–1977». 1977.  Фото: из архива Андрея Монастырского
Группа «Коллективные действия». «Лозунг–1977». 1977.
Фото: из архива Андрея Монастырского
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Почему конструктивизм мог возникнуть только в нашей стране? Об этом рассказывает выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов»

Если бы выставка «Русское невероятное» проходила не в Центре «Зотов», а где-нибудь в другом месте, едва ли по ее названию можно было бы предположить, что посвящена она конструктивизму. Конструктивистских работ при этом в экспозиции почти нет: невероятно, но факт. Приуроченная к двухлетию институции, выставка оказалась действительно неожиданной и противоречивой — как и сам конструктивизм.

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».  Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»
Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».
Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»

Кстати, какой он? Первым делом на ум приходят строгие фасады рабочих клубов, домов-коммун, промышленных строений. Впрочем, такие уж ли они строгие? Сочетания цилиндров и параллелепипедов — взять даже само здание хлебозавода, в котором обосновался «Зотов», — выглядят подчас весьма экстравагантно. А если бы конструктивисты могли воплощать все, что хотели, то строили бы отнюдь не земные общежития и хозблоки, а целые воздушные города со стеклянными домами на рессорах, которые бы поворачивались, как подсолнухи, вслед за солнцем, — такие придумал Антон Лавинский.

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».  Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»
Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».
Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»

«Мое дело предложить» — эти слова, которые Владимир Маяковский адресовал в одном стихотворении ангелам, вполне могли бы служить девизом многих скульпторов 1920-х годов с их несбыточными проектами. А еще Маяковский как-то заметил: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм». Это высказывание и послужило эпиграфом к «Русскому невероятному». В основе выставки лежит довольно почвенническая идея: конструктивизм — именно такой, какой он есть, — мог возникнуть только у нас в стране и при нашем менталитете. И отнюдь не следует считать его модификацией европейского функционализма. Если конструктивизм и притворялся функциональным и практичным, то не так уж блестяще, ведь природа его была, скорее, мечтательная, пусть и мечталось о рационально устроенном будущем.

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».  Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»
Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».
Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»

Перечень собраний, частных и государственных, откуда были позаимствованы экспонаты, впечатляет: это не только привычные Третьяковская галерея или Музей архитектуры им. А.В.Щусева, но и, например, Музей истории религии и Музей космонавтики. Состав экспозиции действительно получился очень русским и совершенно невероятным: от икон XVII–XIX веков до макета первого искусственного спутника Земли, от деревянного истукана до посмертных слепков кистей Владимира Ленина, от изобретенных Владимиром Татлиным и Петром Митуричем летательных аппаратов до современных инсталляций Юрия Аввакумова и Романа Сакина.

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».  Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»
Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов».
Фото: Даниил Анненков/Центр «Зотов»

В начале и в конце своего пути по выставке зритель оказывается в задрапированном темной тканью камерном пространстве, настраивающем на размышления о противоречивости и «русскости» конструктивизма. Сформулировать правильные вопросы и найти ответы помогут кураторы: Александр Ермолаев, Анна Замрий, Андрей Чернихов (внук архитектора Якова Чернихова) и Татьяна Шулика. Основная часть путешествия пролегает через ослепительно белый лабиринт (за архитектуру выставки отвечает бюро dd:A|D под руководством Петра Толпина), поделенный на разделы «Безмерно», «Навеки», «Вот-вот», «Посреди», «Живо», «Ввысь», «Лихо», «Неудержимо», «Запредельно» и «Вопреки». Сами названия разделов указывают на то, что предпосылки появления конструктивизма здесь ищутся не в истории искусства или истории страны, а в переживании русским человеком пространства, времени, творческого порыва. Так, сперва зритель выходит во чисто поле, где видит суровый пейзаж Георгия Нисского и документацию акции «Лозунг–1977» группы «Коллективные действия». Необозримое пространство большой страны, по мысли кураторов, предопределило свойственные конструктивистам неуемность и космизм намерений, склонность к абстрактному мышлению и формулированию объединяющих идей. По мере продвижения по экспозиции зритель будто бы взлетает все выше и выше — вместе с фантазией художников, зодчих, изобретателей. Вот он уже парит над куполами церквей, над навершиями зданий-шатров «Города Солнца» Ивана Леонидова, над крышами тучерезов (небоскребов), рядом с дирижаблями Александра Лабаса, устремляясь все дальше — в космос. Но, только если вдумчиво читать экспликации, удастся выйти на новую орбиту осмысления конструктивизма.

Центр «Зотов»
«Русское невероятное»
До 23 марта

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+