18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Португалии убежище для паломников превратили в заповедник искусства

Реконструкция португальского монастыря Леса-ду-Балиу не привела к искажению исторического облика средневековых построек.  Фото: Alexandre Delmar
Реконструкция португальского монастыря Леса-ду-Балиу не привела к искажению исторического облика средневековых построек.
Фото: Alexandre Delmar
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Над проектом реконструкции и реставрации средневекового монастыря Леса-ду-Балиу работал великий Алвару Сиза. Он соединил новации с бережным отношением к прошлому. Этому же принципу будет следовать и культурный центр, возникший на территории монастыря

Монастырь Леса-ду-Балиу получил статус национального памятника более 100 лет назад, одним из первых в Португалии. Недавно этот архитектурный комплекс открыл новую страницу в своей 600-летней истории: под руководством именитого архитектора Алвару Сизы он превращен в культурный центр.

Рассказывают, что монастырь, стоящий на берегу реки Леса в 8 км к северу от города Порту, был построен на руинах храма, посвященного римскому богу Юпитеру. Считается, что первые христианские богослужения проводились здесь еще более тысячи лет назад, а в Х веке это место занял монастырь ордена святого Бенедикта. Примерно два столетия спустя здесь расположился орден рыцарей-госпитальеров, которые защищали паломников, следовавших по португальскому отрезку «Камино де Сантьяго» — «Пути святого апостола Иакова».

Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку.  Фото: Duccio Malagamba
Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку.
Фото: Duccio Malagamba

Сегодняшние здания монастырского комплекса и стоящей неподалеку от него церкви по большей части восходят к XIV веку. В 1372 году монастырь Леса-ду-Балиу стал свидетелем важного события в португальской истории, когда Фернанду I тайно обвенчался здесь с Леонорой Теллеш де Менезеш после разрыва помолвки с испанской принцессой. Хотя в 1834 году монахи покинули комплекс, его церковь, Санта-Мария де-Ла-Леса-ду-Балиу, по-прежнему действует.

За свою долгую историю монастырь многажды служил убежищем — то для тайно венчающихся пар, то для паломников. Нынешние хозяева надеются, что теперь он станет прибежищем для культуры. В 2016 году комплекс зданий приобрела портфельная компания Lionesa Group, возглавляемая Педру Пинту и его семьей. В числе прочего им принадлежит знаменитый книжный магазин Livraria Lello в Порту. Но их первым бизнес-объектом стал расположенный неподалеку от монастыря деловой центр, в котором работает более 120 компаний. Lionesa Group приобрела эту территорию, чтобы расширить свой бизнес-парк, и поручила архитектору Алвару Сизе превратить монастырь Леса-ду-Балиу в культурный центр и штаб-квартиру благотворительного фонда Livraria Lello.

Сиза, которому уже 91 год, продолжает работать. По словам архитектора Антониу Чупины, сотрудничавшего с ним на этом проекте, целью мастера было сохранить характер монастыря и его традиционную функцию религиозного объекта, но при этом сделать его посещение опытом, подходящим для всех.

«Открытая скульптура» (2024) Алвару Сизы представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор. Фото: Augusto Custodio
«Открытая скульптура» (2024) Алвару Сизы представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор.
Фото: Augusto Custodio

В рамках реконструкции старую силосную яму, когда-то использовавшуюся в качестве склада, превратили в круглый фонтан, чтобы посетители могли снять обувь и окунуть ноги в прохладную воду. Это отсылка к тому, что Леса-ду-Балиу прежде давал пристанище усталым паломникам. Кроме того, омовение ног перед входом в места культа служит важным очистительным ритуалом в авраамических культурах. Пройдя фонтан, посетители оказываются у «Открытой скульптуры» (2024) Алвару Сизы, которая представляет собой белую геометрическую конструкцию с деталями, напоминающими собор.

Сиза демонтировал имевшиеся в здании незначительные структурные элементы, чтобы придать пространству больше целостности. Он рассказывает, что гранитные части сохранили, а двери, окна и полы восстановили там, где было возможно, и перестроили там, где было необходимо. Как сообщает фонд, семья Педру Пинту потратила €2 млн на первый этап преобразований в монастыре и планирует вложить в него еще €10 млн.

Следующим шагом станет освоение участка между монастырем и бизнес-центром Lionesa. Фонд Livraria Lello привлек к этой задаче португальского ландшафтного архитектора Сидониу Пардала. Он поможет Сизе создать сад площадью 38 тыс. кв. м, работы над которым планируется завершить к 2025 году. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+