18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Средневековье — двигатель витражного прогресса

Чарльз Джей Конник. Большое западное окно в алтаре храма Четвертой пресвитерианской церкви в Чикаго. 1930. Фрагмент.  Фото: Fourth Presbyterian Church
Чарльз Джей Конник. Большое западное окно в алтаре храма Четвертой пресвитерианской церкви в Чикаго. 1930. Фрагмент.
Фото: Fourth Presbyterian Church
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Новое — это хорошо вспомненное старое. Вероятно, подобным внутренним девизом руководствовался герой новой биографической книги — художник Чарльз Джей Конник, чей неоготический стиль получил популярность в США столетие назад

В начале XX века витражи в Северной Америке ассоциировались главным образом с художниками-дизайнерами Джоном Ла Фаржем и Луисом Комфортом Тиффани, которые использовали новую технику опалового стекла. Его светонепроницаемая текстура и живописный стиль имели мало общего со старинными образцами. Современный эксперт по витражу Питер Кормак, осуждая «женственную вульгарность окон из опалового стекла», в биографическом исследовании творчества Чарльза Джея Конника (1875–1945) в заслугу герою своей книги ставит именно обращение к средневековым технологиям.

Peter Cormack. Charles J. Connick: America’s Visionary Stained Glass Artist.  Yale University Press. 376 с.: 297 цв. и ч/б ил. £60, $75. На английском языке
Peter Cormack. Charles J. Connick: America’s Visionary Stained Glass Artist. Yale University Press. 376 с.: 297 цв. и ч/б ил. £60, $75. На английском языке

Родившийся в Пенсильвании в бедной семье, Конник проявил талант художника, несмотря на отсутствие специального образования, и сначала работал иллюстратором в газете Pittsburgh Press. Встреча с одним из партнеров витражной фирмы Rudy Brothers and Reich изменила его судьбу: он увлекся дизайном. Переехав в Бостон, он познакомился с архитектором Ральфом Адамсом Крэмом, который особенно восхищался английским мастером витражей из движения «Искусства и ремесла» Кристофером Уоллом. Энтузиазм Крэма имел решающее значение для карьеры Конника. В 1909 году он получил первый заказ на изготовление витража, а в следующем году отправился в поездку по Англии и Франции, где более всего был поражен замысловатыми окнами собора XIII века в Шартре. В 1913 году Чарльз Джей Конник, собрав команду художников и стекольщиков, открыл собственную мастерскую в Бостоне.

Кормак изучает развитие стиля Конника, который никогда не был рабом историзма. Его стиль идеально подходил для декорирования неоготических церквей, строительство которых широко развернулось в те годы. В числе заказов Конника такие важные здания, как собор Святого Иоан­на Богослова в Нью-Йорке, собор Грейс в Сан-Франциско и часовня Принстонского университета в Нью-Джерси. Витражи мемориальной часовни Хайнц в Университете Питтсбурга — высокого элегантного неоготического здания, спроектированного Чарльзом Клаудером, — входят в число безусловных шедевров мастера.

Чарльз Джей Конник. «Ангелы Грааля», фрагмент витража «Святой » (1919). Проктер-холл, аспирантура Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси. Фото: Princeton University Graduate College, Princeton NJ
Чарльз Джей Конник. «Ангелы Грааля», фрагмент витража «Святой » (1919). Проктер-холл, аспирантура Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси.
Фото: Princeton University Graduate College, Princeton NJ

В 1937 году он опубликовал книгу «Приключения в свете и цвете: введение в ремесло витражей». Упоминание света в названии играет особую роль, поскольку художник придавал первостепенное значение его влиянию на стекло. Конник глубоко интересовался литературой, прежде всего поэзией, и сюжеты его окон нередко были вдохновлены прочитанным. Он был тихим, но обаятельным человеком с чувством юмора и любовью к витиеватым фразам вроде такой: «…Витражам, как и всем нам, нужен мирный сон после захода солнца, вот почему я считаю замечательной мысль позволять им занимать свое место при свете дня и кротко не замечать их с наступлением темноты».

После смерти владельца мастерской его команда продолжала работу в том же духе еще четыре десятилетия, до 1986 года.

Кормак справедливо утверждает, что «творческое, поэтическое исследование Конником старинного витража и признание им принципиально антиреалистической, неживописной природы этого медиума, возникшего в раннем Средневековье, все больше проявлялись в его работе как мощное средство современного визуального выражения».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+