18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Средневековье — двигатель витражного прогресса

Чарльз Джей Конник. Большое западное окно в алтаре храма Четвертой пресвитерианской церкви в Чикаго. 1930. Фрагмент.  Фото: Fourth Presbyterian Church
Чарльз Джей Конник. Большое западное окно в алтаре храма Четвертой пресвитерианской церкви в Чикаго. 1930. Фрагмент.
Фото: Fourth Presbyterian Church
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Новое — это хорошо вспомненное старое. Вероятно, подобным внутренним девизом руководствовался герой новой биографической книги — художник Чарльз Джей Конник, чей неоготический стиль получил популярность в США столетие назад

В начале XX века витражи в Северной Америке ассоциировались главным образом с художниками-дизайнерами Джоном Ла Фаржем и Луисом Комфортом Тиффани, которые использовали новую технику опалового стекла. Его светонепроницаемая текстура и живописный стиль имели мало общего со старинными образцами. Современный эксперт по витражу Питер Кормак, осуждая «женственную вульгарность окон из опалового стекла», в биографическом исследовании творчества Чарльза Джея Конника (1875–1945) в заслугу герою своей книги ставит именно обращение к средневековым технологиям.

Peter Cormack. Charles J. Connick: America’s Visionary Stained Glass Artist.  Yale University Press. 376 с.: 297 цв. и ч/б ил. £60, $75. На английском языке
Peter Cormack. Charles J. Connick: America’s Visionary Stained Glass Artist. Yale University Press. 376 с.: 297 цв. и ч/б ил. £60, $75. На английском языке

Родившийся в Пенсильвании в бедной семье, Конник проявил талант художника, несмотря на отсутствие специального образования, и сначала работал иллюстратором в газете Pittsburgh Press. Встреча с одним из партнеров витражной фирмы Rudy Brothers and Reich изменила его судьбу: он увлекся дизайном. Переехав в Бостон, он познакомился с архитектором Ральфом Адамсом Крэмом, который особенно восхищался английским мастером витражей из движения «Искусства и ремесла» Кристофером Уоллом. Энтузиазм Крэма имел решающее значение для карьеры Конника. В 1909 году он получил первый заказ на изготовление витража, а в следующем году отправился в поездку по Англии и Франции, где более всего был поражен замысловатыми окнами собора XIII века в Шартре. В 1913 году Чарльз Джей Конник, собрав команду художников и стекольщиков, открыл собственную мастерскую в Бостоне.

Кормак изучает развитие стиля Конника, который никогда не был рабом историзма. Его стиль идеально подходил для декорирования неоготических церквей, строительство которых широко развернулось в те годы. В числе заказов Конника такие важные здания, как собор Святого Иоан­на Богослова в Нью-Йорке, собор Грейс в Сан-Франциско и часовня Принстонского университета в Нью-Джерси. Витражи мемориальной часовни Хайнц в Университете Питтсбурга — высокого элегантного неоготического здания, спроектированного Чарльзом Клаудером, — входят в число безусловных шедевров мастера.

Чарльз Джей Конник. «Ангелы Грааля», фрагмент витража «Святой » (1919). Проктер-холл, аспирантура Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси. Фото: Princeton University Graduate College, Princeton NJ
Чарльз Джей Конник. «Ангелы Грааля», фрагмент витража «Святой » (1919). Проктер-холл, аспирантура Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси.
Фото: Princeton University Graduate College, Princeton NJ

В 1937 году он опубликовал книгу «Приключения в свете и цвете: введение в ремесло витражей». Упоминание света в названии играет особую роль, поскольку художник придавал первостепенное значение его влиянию на стекло. Конник глубоко интересовался литературой, прежде всего поэзией, и сюжеты его окон нередко были вдохновлены прочитанным. Он был тихим, но обаятельным человеком с чувством юмора и любовью к витиеватым фразам вроде такой: «…Витражам, как и всем нам, нужен мирный сон после захода солнца, вот почему я считаю замечательной мысль позволять им занимать свое место при свете дня и кротко не замечать их с наступлением темноты».

После смерти владельца мастерской его команда продолжала работу в том же духе еще четыре десятилетия, до 1986 года.

Кормак справедливо утверждает, что «творческое, поэтическое исследование Конником старинного витража и признание им принципиально антиреалистической, неживописной природы этого медиума, возникшего в раннем Средневековье, все больше проявлялись в его работе как мощное средство современного визуального выражения».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+