18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

С эпохой Екатерины Великой можно соприкоснуться

Экскурсии для незрячих и слабовидящих детей и взрослых прошли в Купольном зале Зубовского флигеля Екатерининского дворца. Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Экскурсии для незрячих и слабовидящих детей и взрослых прошли в Купольном зале Зубовского флигеля Екатерининского дворца.
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

В Зубовском флигеле Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» состоялась презентация инклюзивного маршрута для слабовидящих посетителей. Идея разработана и реализована в рамках направления «Наставничество» проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Три тифлоэкскурсии для групп незрячих и слабовидящих детей и взрослых прошли в Купольном зале Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Презентации экскурсий состоялись в дни проведения фестиваля «Друзья Петербурга». Реставрация личных апартаментов Екатерины II в Зубовском флигеле проходит при поддержке ПАО «Газпром» и должна завершиться к концу года.

Авторами проекта стали студенты — участники междисциплинарного курса «Наставничество», которые вместе со специалистами сектора инклюзии музея-заповедника разработали маршрут с тактильными экспонатами. В общей сложности над инклюзивным маршрутом работали 14 студентов из Академии художеств имени Ильи Репина, Художественного училища имени Н.К.Рериха, Университета ИТМО, Архитектурно-строительного университета и Лесотехнического университета имени С.М.Кирова.

В рамках проекта «Друзья Петербурга» студенты работали над созданием инклюзивного маршрута.  Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
В рамках проекта «Друзья Петербурга» студенты работали над созданием инклюзивного маршрута.
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Основная цель инклюзивного маршрута — создание доступной среды для незрячих и слабовидящих посетителей и реальной возможности прикоснуться к культурному наследию. «Идею проекта предложили студенты, которые в течение года сотрудничают с „Друзьями Петербурга“ в рамках программы „Наставничество“. Специалисты сектора инклюзивных программ нашего музея помогли разработать пошаговую стратегию: консультационные встречи-лекции с практикующими специалистами и экспертами — реставраторами, архитекторами, аудиодескрипторами (тифлокомментаторами), реабилитологами, посещение мастер-классов по реставрации в Царскосельской янтарной мастерской и созданию макетов в макетной мастерской Studio 22», — рассказала Анна Дюрменова, заведующая сектором инклюзивных программ ГМЗ «Царское Село».

Опыт у музея-заповедника есть: его сектор инклюзии уже почти десять лет разрабатывает различные экскурсии для незрячей и слабовидящей аудитории. Летом 2024-го стали доступны экскурсионные программы на русском жестовом языке, которые проводятся глухими экскурсоводами.

Музеи перестают быть местом, где слабовидящие и слабослышащие, люди с физическими или ментальными особенностями чувствуют себя неуютно, доступность стала международным трендом. Тем более важно, что работу над проектами инклюзии ведут музеи, напрямую связанные с прошлым страны, поворотными моментами в ее истории.

Тактильные экспонаты помогают незрячим людям получить информацию об интерьере.  Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Тактильные экспонаты помогают незрячим людям получить информацию об интерьере.
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

В дни фестиваля «Друзья Петербурга» в Купольном зале Зубовского флигеля тифлоэкскурсии для людей с нарушениями зрения прошли в тестовом режиме. Компетентные экскурсоводы при описании интерьера зала применяли тифлокомментарий — лаконичное и емкое описание объектов или событий. Это одно из важнейших средств передачи информации незрячему человеку. Экскурсовод детально описывал интерьер зала, его размеры, расположение дверей, окон, колонн, купол. Рассказ был подкреплен осмотром тактильных экспонатов.

В рамках разработанного тифломаршрута созданы демонстрационные тумбы, декорированные по всем фасадам зеркальными панелями, что сделало их почти незаметными на фоне интерьера. На поверхности каждой тумбы представлен один из экспонатов и рядом с ним — этикетка со шрифтом Брайля. Кроме того, в тумбе есть выдвижные ящики с дополнительными тактильными экспонатами, которые тоже можно будет взять в руки.

В рамках тифломаршрута созданы демонстрационные тумбы, декорированные по фасадам зеркальными панелями.  Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
В рамках тифломаршрута созданы демонстрационные тумбы, декорированные по фасадам зеркальными панелями.
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Гостям для тактильного осмотра предоставили макеты архитектурного ансамбля Екатерининского дворца и Купольного зала в разрезе, тактильную модель бюста Екатерины II (ее выполнили студенты Академии художеств). Интересно, что модель для проекта изготовлена из искусственного материала, но незрячим посетителям продемонстрировали фрагмент настоящего мрамора, и они сравнили, насколько подлинные материалы отличаются по фактуре и весу.

Экскурсанты также смогли подержать в руках фрагменты материалов, из которых выполнена отделка залов: молочно-белое стекло, папье-маше. А также детали декоративной отделки: потолочную розетку из гипса, фарфоровый медальон. Все фрагменты элементов отделки для инклюзивной программы были безвозмездно предоставлены Царскосельской янтарной мастерской и Императорским фарфоровым заводом.

Тактильные экспонаты помогают незрячим людям получить информацию об интерьере.  Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Тактильные экспонаты помогают незрячим людям получить информацию об интерьере.
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Над созданием маршрута работали студенты различных петербургских университетов: будущие реставраторы, урбанисты, физики-оптики. Несколько месяцев они были погружены в процесс создания тактильных макетов, моделей и разработки дизайна демонстрационных тумб, упражнялись в написании тифлокомментариев к интерьерам личных покоев императрицы.

«Прежде чем приступить к созданию всего того, что сейчас представлено в Купольном зале, мы прошли большой лекционный курс, — рассказала София Цыганкова, студентка Университета ИТМО. — Побывали в Музее истории религии, где успешно реализован тифломаршрут, представили, как будет выглядеть результат нашей будущей работы. Посетили центр реабилитации для слабовидящих, где нам рассказали, что самое важное для людей незрячих или слабовидящих при освоении новых пространств. Этот курс стал очень значимым и для меня лично: именно здесь я поняла, что гуманитарные и технические науки могут уживаться в рамках одного проекта и создавать нечто новое и чудесное».

Тифломаршрут в Купольном зале Зубовского флигеля стал еще и эксклюзивным: в последние годы в интерьерах флигеля идет масштабная реставрация при поддержке ПАО «Газпром», проект по воссозданию интерьеров сейчас находится в стадии завершения.

Реклама
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003
ERID LjN8KbhSU

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+