18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Галактика Малевича и туманность Хлебникова: ММОМА четверть века

Айдан Салахова. Книга из серии «Без слов». 2014-2015. Фото: ММОМА
Айдан Салахова. Книга из серии «Без слов». 2014-2015.
Фото: ММОМА
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Как часто бывает в подобных случаях, выбор работ для юбилейной выставки к 25-летию Московского музея современного искусства «Вещи и видения» во многом произволен, но кураторы постарались найти лейтмотивы

Чтобы сориентироваться среди миллионов звезд на небе, человек своим взглядом сгруппировал их в созвездия. А художник Ростан Тавасиев придумал двигать небесные тела таким образом, чтобы они образовывали видимые с Земли художественные формы. Его визионерский проект «В самом сердце фейерверка из комет» — один из тех, что открывают сейчас выставку «Вещи и видения», приуроченную к 25-й годовщине Московского музея современного искусства (ММОМА). Музей был основан Зурабом Церетели накануне миллениума — 15 декабря 1999 года. За четверть века в его фондах накопилось более 10 тыс. единиц хранения. Кураторы юбилейной выставки Анна Арутюнян и Андрей Егоров выбрали из этой музейной галактики несколько десятков работ, объединив их в тематические созвездия. «Мне послушные свивались звезды в плавный кружеток» — сияющая на стене строка из стихотворения поэта-футуриста Велимира Хлебникова оттеняет кураторскую идею и экспонаты.

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке. Фото: ММОМА
Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке.
Фото: ММОМА

О том, что на выставке развернется нечто вроде космической одиссеи, подсказывают пришельцы, встречающие зрителя в классицистических интерьерах главного здания ММОМА — особняка на Петровке, 25 (к слову, в экспозиции можно найти фотографии, демонстрирующие, каким он был в процессе реставрации во второй половине 1990-х). Три флуоресцирующие фигуры — работа Андрея Бартенева, самого инопланетного персонажа российской арт-сцены. Но и те художники, что выглядят более приземленно, демонстрируют в своем искусстве особую, будто внеземную перспективу на привычные вещи.

Например, Ирина Корина, увеличив во много раз ложемент для кнопочного телефона, превратила его в подобие дизайнерского дивана. Даже современному зрителю нелегко угадать в получившемся объекте исходник — что уж говорить о представителях иных цивилизаций, которым могла бы попасться на глаза такая штуковина. «Мои сейчас вещеобразно разверзлися зеницы» — это Хлебников подсказывает со стены (поэт сопровождает зрителя от зала к залу), как настроить свой взгляд для восприятия подобных произведений.

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке. Фото: ММОМА
Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке.
Фото: ММОМА

Хлебникова мы помним как «председателя земного шара». Казимир Малевич придумал себе еще более представительную должность — «президент космического пространства». Согласно своему положению, на выставке он занимает верховодящую роль. «Черный супрематический квадрат» — нуль форм — открыл для современного искусства бесконечность возможностей. В том числе возможностей интерпретации через апроприацию. Тимофей Парщиков, используя планы зданий и схемы эвакуации, повторил развеску супрематических работ Малевича с «Последней футуристической выставки картин „0,10“». Оммаж авангардисту мы видим и в инсталляции Александра Панкина, позволяющей наблюдать явление супрематизма сквозь подзорную трубу. А Гоша Острецов обратился к образу «Жнеца», возникшему в творчестве более позднего Малевича.

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке. Фото: ММОМА
Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке.
Фото: ММОМА

Известный автопортрет Малевича при этом скромно расположился в проходе между большими залами — там же, где и работы других авангардистов и нонконформистов из собрания ММОМА — от Владимира Стенберга и Александры Экстер до Михаила Шварцмана и Юрия Соболева. Все они будто великодушно уступили лучшие пространства музея будущим поколениям. Спектр произведений здесь велик: живопись Евгении Буравлевой, Александра Дашевского, Александры Паперно, Егора Плотникова, Андрея (Дюди) Сарабьянова, объекты и инсталляции Юрия Аввакумова, Ивана Горшкова, Николая Наседкина, видео-арт Виктора Алимпиева и Альберта Солдатова, фотоработы Анастасии Цайдер (многие художники ранее получили в ММОМА персональные выставки). Выбор произведений во многом произволен, но кураторы попытались найти лейтмотивы, выраженные, опять же, строчками из Хлебникова.

Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке. Фото: ММОМА
Выставка «Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства» в Московском музее современного искусства на Петровке.
Фото: ММОМА

Большую роль в проекте играет звуковое измерение. Группа Won James Won (Даниил Смирнов, Тихон Кубов) записала для путешествия по вселенной искусства эмбиент-саундтрек. А еще по залам разносится пение вымерших птиц — тех, что могли бы сидеть в пустых клетках в инсталляции Кати Исаевой.

На стены кураторы вынесли, пожалуй, излишне выспренные сентенции об искусстве и музейной работе. А вот видеоролики, в которых сотрудники ММОМА отвечают на разные вопросы (в том числе такие, какие едва ли можно догадаться задать), — очень удачная находка. Из этих небольших интервью можно узнать, например, зачем реставраторы произведений искусства скупают на барахолках старые чугунные утюги и собирают по знакомым обрывки ненужной бумаги. Возможность заглянуть на музейную «кухню» возвращает зрителя с небес на землю и показывает, как самые удивительные художественные видения ведут подлунную жизнь в виде вещей.

Московский музей современного искусства на Петровке
«Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства»
До 23 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+