18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Disegno: итальянская графика в Эрмитаже в сопровождении текстов Аркадия Ипполитова

Маркантонио Раймонди (?), по оригиналу Рафаэля. «Избиение младенцев». 1511-1512. Гравюра.  Фото: Государственный Эрмитаж
Маркантонио Раймонди (?), по оригиналу Рафаэля. «Избиение младенцев». 1511-1512. Гравюра.
Фото: Государственный Эрмитаж
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В Галерее графики музея — итальянские мастера XV–XVI веков. Основной корпус произведений этого периода сложился в Эрмитаже благодаря Екатерине Великой, полностью выкупившей собрания известных коллекционеров того времени

Для изображений, созданных на хрупкой бумаге и требующих тщательного рассматривания, в Государственном Эрмитаже создана постоянно действующая Галерея графики. Очередная выставка представляет 150 произведений итальянских художников XV–XVI веков.

Название проекта, Disegno, отсылает к многозначности этого итальянского слова — от простого «рисунок» до сложного «замысел», «идея», «сущность». Кураторы проекта Любава Чистова и Василий Успенский обращают внимание, что в XV веке рисунок и гравюра становятся самостоятельными видами искусства. Рисунок — самое начало, первая мысль художника, когда его рука думает. Гравюра — последняя точка, когда голова ведет линию, образ создан, очищен от случайности рисунка, готов к тиражированию. Между ними — весь художественный процесс: от создания рисованных картонов как эскизов росписей, иногда в натуральную величину, до воспроизведения картин на гравюрах с целью познакомить коллекционеров и обывателей с достижениями артистического хозяйства.

Выставка состоит из пяти разделов. Сначала речь идет о мастерах флорентийского Ренессанса XV века, за ними — главы «XVI век. Круг Микеланджело и Рафаэля», «XVI век. Маньеризм от Рима до Флоренции», «XVI век. Круг Пармиджанино». В финале отдельно показана «Венецианская школа XV–XVI веков».

Даниеле да Вольтерра (Риччарелли). «Сивилла». Подготовительный рисунок к росписям капеллы Орсини. 1540-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Даниеле да Вольтерра (Риччарелли). «Сивилла». Подготовительный рисунок к росписям капеллы Орсини. 1540-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

Одна история, что называется, вне школ. В самом начале XVI века Леонардо да Винчи и Микеланджело получили заказы на росписи противоположных стен Большого зала дворца Синьории во Флоренции. Первый выбрал «Битву при Ангиари», второй — «Битву при Кашине». Фреска Леонардо не сохранилась, проект Микеланджело не был реализован. Не дошли до нас и авторские картоны. Но остались копии картонов, сделанные учениками. Титанов Возрождения копировали на всех стадиях работы. В эрмитажном собрании находится рисунок «Всадник» круга Леонардо и гравюра «Взбирающиеся» Агостино Венециано по оригиналу Микеланджело, а также штудии мужской фигуры круга Микеланджело, которые прежде не выставлялись.

Пережив восторг от общения с гениями, можно порадоваться рисункам Франческо Пезеллино «Сципион Африканский» и «Силий Италик», на двух сторонах одного листа золоченого пергамента. В XVIII веке лист был вырезан из манускрипта и попал в Эрмитаж как подарок цесаревичу Павлу Петровичу. Рядом — превосходная гравюра Андреа Мантеньи «Мадонна с младенцем», изысканный рисунок Филиппино Липпи «Две стоящие фигуры», а также небольшой, но монументальный рисунок Луки Синьорелли «Голова пожилого мужчины».

Двигаемся дальше, чтобы увидеть учеников Рафаэля. Главные вещи — гравюра Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля «Избиение младенцев» и многофигурный рисунок Джулио Романо «Пророк Иона, извергаемый китом». На недавней эрмитажной выставке «Линия Рафаэля» он привлек заметное внимание. Теперь «Иону» показывают на бис.

Лука Синьорелли. «Головы пожилого мужчины». 1480-1490.  Фото: Государственный Эрмитаж
Лука Синьорелли. «Головы пожилого мужчины». 1480-1490.
Фото: Государственный Эрмитаж

Рисунок Бачо Бандинелли «Женская фигура» демонстрирует, что маньеризм совсем близко, а рисунок Джироламо Сичиоланте да Сермонета «Аллегория лености и прилежания» — что Ренессанс еще силен.

Царство маньеризма необъятно. Здесь и гравюра Джорджо Гизи «Сон Рафаэля», она же «Аллегория жизни», и рисунки Якопо Понтормо «Христос во славе» и «Сотворение Евы», и «Поклонение волхвов» Луки Камбьязо. Но главная фигура в итальянском маньеризме — Пармиджанино. Его рисунок «Портрет мужчины с бородой» долго считался автопортретом — сейчас искусствоведы и кураторы более осторожны. Офорты «Любовная пара» и «Положение во гроб», а также рисунок «Сидящая молодая женщина с шитьем на коленях» свидетельствуют о том, каким разным может быть маньеризм. По оригиналу Пармиджанино изобретатель кьяроскуро Уго да Карпи отпечатал «Диогена» с четырех досок — черной, оливковой, зеленой и светло-коричневой красками.

В финале — изысканные венецианцы: «Фигура Христа» Джованни Беллини, два рисунка Витторе Карпаччо, ксилография с десяти досок «Триумф Христа» по рисунку Тициана, рисунки «Евангелист Марк» Паоло Веронезе и «Святой Лаврентий» Тинторетто.

Выставка посвящена памяти искусствоведа и куратора Аркадия Ипполитова (1958–2023), автора эрмитажной выставки 2004 года «Пармиджанино в веках и искусствах». Тексты Ипполитова сопровождают и нынешнюю выставку.

Государственный Эрмитаж
«Disegno. Итальянские гравюры и рисунки эпохи Ренессанса и маньеризма»
До 2 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+